СО СМАРТФОНОМ НА ГОРШКЕ
Создается впечатление, что некоторые дети так и рождаются на свет – с гаджетами в руках. Сидят, уткнувшись в планшеты и телефоны, пока взрослые заняты делами и каждую свободную от «мам, мам!» минуту считают подарком судьбы. Но у этих подарков, конечно, есть цена. Сколько времени ребенок может проводить у экрана безнаказанно?
По мнению ВОЗ, до двух лет – нисколько, с двух до пяти – максимум час в день. При этом контента, рассчитанного на малышей, становится все больше. Как и научных доказательств, что вреда от него больше, чем гипотетической пользы. Если малышок с подачи взрослых обзаводится привычкой зависать с планшетом, он медленнее развивается и позже начинает говорить. Мелкая моторика и социальные навыки хуже, чем у сверстников, которые не тычут пальчиком в экран, а разносят дом, едят из собачьей миски и другими способами достают родителей и познают мир.
Потому что мозгу младенца для развития требуется именно реальность. Которую можно видеть, слышать, пробовать на зуб, трогать – и получать обратную связь. Малыш ничего не узнает о физических свойствах предметов, если вместо возни с кубиками будет смотреть мультик, как это делают другие. И никакой суперобразовательный контент не заменит живого общения с взрослыми, которое необходимо, чтобы ребенок вовремя начал говорить.
У заядлых «юных зрителей», проводящих перед экраном больше 7 часов в день, становится тоньше префронтальная кора головного мозга. Это естественный процесс – но только для подростков, у которых уже накоплен какой-то жизненный опыт и знания, и мозг начинает избавляться от ненужных нейронных связей и укрепляет оставшиеся. Но для малышей это ненормально.
90% детей, по статистике, превышают безопасный лимит экранного времени. Годовалые малыши проводят с гаджетами по 53 минуты, к трем годам – уже по 150 минут, школьники – по 2 часа в день и больше.
ВЫЗЫВАЮТ ЛИ МУЛЬТИКИ АУТИЗМ?
В прошлом исследования показали, что избыток экранного времени может привести к развитию расстройств аутического спектра. Позже, правда, выяснилось, что это не совсем так. Малыши с генетической предрасположенностью к РАС изначально склонны больше, по 3–4 часа в день, сидеть у экранов и часто предпочитают гаджеты живому общению.
Зато и нормотипичные дети, как сообщает журнал JAMA Pediatrics, к двум годам могут выдавать РАС-подобные симптомы, если в год-полтора настойчиво усаживать их перед экраном. Кстати, риски снижаются, если взрослые много времени проводят с ребенком, играют и читают ему книжки.
Кроме того, дети «с экранами» более возбудимы и хуже успокаиваются. Это полезно иметь в виду тем, кто использует девайсы как транквилизаторы. В долгосрочной перспективе у этой тактики минусы перевешивают плюсы.
Добавьте сюда доказанную связь между экранным временем и расстройствами сна, снижением академических успехов, нехваткой физической активности, ментальными нарушениями. И, возможно, вид ребенка со смартфоном в маленьких неловких ручках уже не будет вызывать умиление.
Свечение экрана нарушает выработку гормона сна мелатонина. Причем смартфоны и планшеты в этом плане хуже, чем телевизор – их держат ближе к лицу. Если младенцу 6–12 месяцев от роду вечером показывать мультики, он будет хуже спать.
ЛИШНИЙ ЧАС – ЛИШНИЙ ВЕС
Отдельный разговор о том, как экранное время влияет на пищевые привычки и восприятие собственного тела. Оказывается, каждый лишний час, проведенный в обнимку с гаджетом, повышает риск переедания. У нас давно сформировался паттерн – жевать, сидя перед экраном. Причем дети так делают еще чаще, чем взрослые. А еще очень ведутся на рекламу, которую видят в интернете или по ТВ. А что там в первую очередь рекламируют? Нездоровую еду!
Здесь же срабатывает закон Ломоносова-Лавуазье: если где-то прибыло, значит, где-то убыло. То есть чем больше ребенок сидит перед условным телевизором, тем меньше двигается. По данным журнала Pediatric Obesity, высока вероятность, что у четырехлетнего телезрителя в 7 лет будет лишний вес и предрасположенность к развитию метаболического синдрома. Интересно, что рисование, чтение книг и другие не относящиеся к энергозатратным занятия такого эффекта не дают.
И еще одна важная вещь. Соцсети, как правило, продвигают нереальные каноны красоты, из-за которых обычные дети (впрочем, и взрослые тоже) обрастают комплексами. Отсюда – неприятие себя и расстройства пищевого поведения.
КТО ОБИДЕЛ ЭЛЬЗУ
Важно не только количество минут и часов перед экраном, но и собственно контент. То, что смотрят деточки, во многом определяет их жизненные ценности.
Большое 50-летнее исследование, проведенное в Университете Калифорнии, демонстрирует, как под влиянием разных телешоу меняются представления детей и подростков о прекрасном. В 60-е годы, например, в топе были доброта и чувство общности, а в начале 2000-х они провалились на последние строчки рейтинга. Зато жажда славы, которая в начале исследования была внизу списка, через десятилетия стала номером 1.
Другое исследование показало, что рост популярности соцсетей совпал с ростом нарциссизма и снижения эмпатии среди студентов колледжей США. А несколько лет назад случился Эльзагейт – так назвали скандал, связанный с появлением множества самых низкосортных каналов на YouTube, рассчитанных на детскую аудиторию и набирающих миллионы просмотров. Героиня популярного мультфильма «Холодное сердце» Эльза, беременная от Человека-паука (по ее имени скандал и получил название) тут еще не самое большое зло.
На неподобающий контент дети попадают по рекомендациям самого видео-хостинга после просмотра топовых мультфильмов от профессиональных студий. Так работают алгоритмы. После скандала, когда крупные СМИ обратили внимание на проблему, YouTube попытался вычистить шокирующий контент и поудалял десятки каналов и тысячи видео. Однако они продолжают появляться, как грибы после дождя. И если ребенок много времени проводит в сети, рано или поздно он с этим столкнется.
Функция «родительский контроль» тут, к сожалению, не срабатывает. Помогает только непосредственное участие взрослых, которые всегда в курсе, что именно показывают их ребенку, и при необходимости вмешиваются в процесс.
УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Говоря о рекомендациях и ограничениях, конечно, стоит учитывать, что жизнь сложна и непредсказуема. В пандемию и карантин большая часть оффлайн-активностей утекла в онлайн. У подростков, например, экранное время удвоилось – в том числе и за счет онлайн уроков, лекций и репетиторов. Родителям приходилось работать дома, дети сидели тут же и часами смотрели мультики, потому что иначе не получалось. Никто не говорит, что это хорошо, просто это реальность, с которой приходится считаться.
С малышами ситуация тоже меняется. Американская академия педиатрии, например, снизила возрастной ценз до 18 месяцев. При условии, что детям будут показывать качественный образовательный контент в присутствии родителей. Качественный – главное слово. Если ребенок и сидит перед экраном, пусть это будет полезное времяпровождение, качественного контента много, и его нужно уметь искать.
Гаджеты – всего лишь инструменты, использовать их можно по-разному. Да, есть данные, что чрезмерное зависание в сети коррелирует у тинэйджеров с риском тревожных расстройств и депрессией. Плюс существует вероятность добавления проблем с алкоголем, сигаретами и азартными играми. Но грозит ли это тем, кто не прожигает жизнь в TikTok, а берет онлайн уроки по игре на флейте, пилатесу или проходит курсы по рисованию? Не факт.
Главное, чему нужно учить детей (и учиться самим) – находить баланс. Времени должно хватать на нормальный сон, прогулки, спорт, общение в реале. Но его не должно хватать на бессмысленный серфинг в поисках дешевого дофамина. Основная проблема с экранным временем – упущенные возможности узнать больше, построить новые нейронные связи, стать крепче, умнее, радостнее.