Дети и марсианин
«Ваш сын похож на марсианина, – сказала мне первая учительница моего старшего сына. – Он совершенно не понимает, как общаться с детьми». Ну да, когда он родился, в нашем кругу все ещё были бездетные. Рос среди взрослой тусовки, в садик не ходил, потому что много болел, детские площадки я терпеть не могла и водила его гулять в зоопарк или соседний лес. Интеллект у сына явно выше среднего, отменное чувство юмора, а вот с социальными навыками до сих пор, как он признаётся, сложновато. С младшеньким я решила ошибок не повторять и дать ему возможность научиться общаться с себе подобными. Но как это сделать, чтобы социализация прошла если неидеально, то хотя бы нормально?
Не секрет, что дети социализируются в основном «друг об друга». По словам психолога Катерины Мурашовой, детское общение при своём волшебном разнообразии полно прессинга, интриг, обид и разочарований. Но без всего этого ребёнок так и не научится жить среди других, общаться, находить «своих», ладить с «чужими».
И пройти эту школу нужно в положенное время, потому что чем дальше, тем сложнее освоить социальные роли и правила и не выглядеть марсианином.
Поиграй со мной!
Важно понимать, что принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Совсем маленьким детям, лет до трёх, никто не нужен, кроме своих взрослых. Они ещё не умеют играть с ровесниками, и если даже сидят рядом в песочнице, то совместной игрой это не назовёшь. Просто копаются каждый своим совочком в своей куче песка. Или выясняют, чей тут песок и совочек. Поэтому отдавать ребёнка в ясли, чтобы он там «общался», не имеет никакого смысла.
На четвёртом году жизни все меняется. Обязательная вещь для развития общего интеллекта с этого возраста и до школы – свободная ролевая игра. Играя, дети усваивают правила социума, видят на практике, как работают причинно-следственные связи «если я так, то он эдак», получают первые представления о социальных ролях – кто тут главный, кто с ним и против него, кто всех веселит или знает что-то интересное, а кто просто супергерой – например, умеет шевелить ушами.
Играя, дети усваивают правила социума, видят, как работают причинно-следственные связи, получают представление о социальных ролях.
Ребёнок тянется к тем, кто может эту ролевую игру организовать. Обычно это или продвинутые ровесники, или дети постарше. Они могут затеять что угодно – копать карьер в снегу, ловить людоедов, отправиться в экспедицию. Важно, что при этом они обкатывают множество важных навыков – умение поддерживать связный разговор, понимать друг друга, кооперироваться. Без этого человеку во взрослой жизни никуда, если, конечно, он не выберет стать хикикомори и не запрётся в четырёх стенах.
Трудности светской жизни
Первые же попытки наладить коммуникации показывают, что одни дети легко вливаются в игру, а другие вечно на отшибе. Психологи, конечно, изучают этот вопрос и уже успели многое выяснить.
Оказывается, кроме врождённых особенностей и темперамента есть ключевые вещи, которые помогают чувствовать себя на детской площадке как рыба в воде. Для этого нужно понимать свои и чужие эмоции, справляться с гневом и разочарованием, проявлять эмпатию, уметь извиняться за промахи и принимать извинения, разруливать конфликты без драк, принимать во внимание чужую точку зрения… Скажем прямо, многие родители так не умеют. Но всё же любой из нас способен помочь своему ребёнку увереннее чувствовать себя в компании. Далеко не всё тут зависит от нас, но всё же кое-что мы действительно можем.
Растите ребёнка в заботе и безопасности. Дети с надежной привязанностью лучше вписываются в общество,
умеют сочувствовать, помогать и делиться.
Первое – растить ребёнка в заботе и безопасности. Выяснилось, что дети с надёжной привязанностью лучше вписываются в общество, умеют сочувствовать, помогать и делиться. Возможно, потому, что не испытывают стресса и тревоги, как это бывает, если с привязанностью не сложилось. Конечно, чуткие отзывчивые взрослые – ещё не гарантия, что деточка станет звездой тусовки. Влияют и другие факторы, например, природная способность к самоконтролю. Однако добрые отношения внутри семьи значительно повысят шансы на успех.
Второй пункт – развивать эмоциональный интеллект и учить справляться с негативом. Ведь половина детских предложений поиграть заканчивается ничем, и нужно учить «отверженного» не делать из этого драму. А зайти, например, с другой стороны. Не взяли играть в пожарных, потому что нет места в машине? Придумай себе другую роль – кричи, например, «пожар, горим!». Есть шанс, что захотят приехать и потушить.
Очень важно учить ребёнка не только блюсти свои границы («стоп, со мной так нельзя!»), но и просить прощения. Тех, кто не умеет извиняться и компенсировать вред (например, заново отстроить сломанную башню из кубиков), обычно сторонятся и не принимают в игры.
Можем мы и сами шевелить ушами
Третий пункт – мало все эти моменты проговаривать с ребёнком, ему нужно дать больше возможностей для практики. Существует устойчивая точка зрения, что для этого и придуманы детские сады.
На самом деле традиционные садики больше нужны родителям. А ребёнку требуются не столько ровесники, которые сами пока мало что умеют, сколько разновозрастная детская компания. И много свободного времени. В этом плане оптимальны сады с разновозрастными группами и не слишком плотным расписанием, чтобы у детей была возможность просто поиграть.
А можно обойтись совсем без сада. Ребёнку для социализации хватит общения с братьями и сёстрами, детьми из дружественных семей, приятелей во дворе, знакомств на развивающих занятиях. Просто это общение должно быть в принципе. И задача взрослых – его обеспечить, наблюдать и не вмешиваться без нужды.
Иногда, впрочем, вмешиваться придётся – если ребёнка обижают и он сам не справляется. Или когда ролевую игру некому организовать. Конечно, лучше, когда придумывают сами дети. Но иногда их нужно подзадорить. Вчера я невзначай навела младшенького с приятелями на мысль, что на окраине площадки могут отыскаться кости динозавра, который тут на днях пасся. И археологов этих потом было не остановить – они выкопали целого бронтозавра и на санках увезли в музей. Завтра сходим его навестить!
Как помочь ребёнку завести друзей
- Научите поддерживать беседу. Когда ты сам не только говоришь, но ещё и слушаешь товарища. Чаще вовлекайте ребёнка в разговоры, проигрывайте разные ситуации, учите точнее подбирать слова.
- Учите искусству переговоров. Важно уметь договариваться и принимать во внимание чужую точку зрения.
- Устраивайте для детей квесты. Дружеские отношения отлично завязываются на фоне сотрудничества.
- Учите правилам игры: прежде чем пытаться присоединиться, понаблюдай за играющими и подумай, что ты можешь добавить к игре. Не будь слишком критичным и не пытайся навязать свои правила. А если тебя не принимают в игру, просто займись чем-то другим.
- Практикуйте авторитетное, но не авторитарное воспитание. Ничто так не ломает способность ребёнка выстраивать отношения с окружающим миром, как требование абсолютного послушания, жёсткие наказания и тотальный контроль.