Ветер в голове

Дети

Если у подростка проблемы в школе, хорошо бы знать, что у него происходит в голове. Спойлер – это похоже на ядерный взрыв, но помочь можно.  

СЛОЖНЫЙ КВЕСТ

Подростки – почитайте любые форумы – убеждены, что взрослые их абсолютно не понимают. Отчасти это правда. Все мы были такими, но подробностей часто не помним. Откуда что берется, почему еще вчера милый ребенок сегодня творит и говорит дичь, совершенно перестал заниматься? А ведь впереди экзамены, на самотек дела не пустишь, иначе что – лопата, метла, карьера дворника?

Обычно считается, все дело в половых гормонах, которые тянут одеяло на себя и временами напрочь отключают голову. Однако половым созреванием дело не ограничивается – в мозге подростка происходят огромные изменения. И когда они закончатся, это будет другой человек – более рациональный, ответственный, готовый к самостоятельной жизни.

Потому что как бы сейчас он не рвался на свободу, до полной автономности далеко. Мозг уже не детский, но и не взрослый.  Да, практически взрослого объема, настройки отдельных центров закончены на 90%. Но впереди еще много интересного и важного.

 

РАЗРУШИТЬ И УКРЕПИТЬ

В мозге отдельно взятого подростка происходят эпохальные события, гибнут одни миры и превозносятся другие. Это мы сейчас про синапсы, или связи между нейронами. Количество синапсов неуклонно увеличивается от рождения до начала пубертата, то есть до 9-11 лет. Это дает мозгу огромные возможности для развития. А вот потом начинается колоссальная работа по устранению ненужных контактов и укреплению оставшихся.

Опыты на макаках показывают, что у них исчезает до 30 тысяч синапсов в секунду! У человека за несколько лет взросления объем серого вещества – а это тела нейронов, дендриты, глиальные клетки – уменьшается на 5-10%. Объем белого вещества (заведует передачей информации из одной зоны мозга в другую), напротив, увеличивается. В сумме эти изменения повышают функциональность мозга, делают его более специализированным и работоспособным.

Кроме того, за подростковые годы практически дозревает лобная кора. Именно она отвечает за исполнительные функции, то есть рабочую память, контроль внимания и эмоций, планирование, умение переключаться между задачами. Тут нужно учитывать, что разные зоны мозга развиваются неравномерно, человек может опережать или отставать от сверстников. Но рано или поздно повзрослеет каждый.

 

РИСК И ДОФАМИН

Но все это будет потом. Сейчас перед нами человек, у которого по нескольку раз на дню меняется настроение – иногда это словно разные личности. Он учится распознавать эмоции свои и чужие, мыслить абстрактно, смотреть на себя глазами других людей. Много и неоправданно рискует. Вытаскивая свое чадо с очередной «заброшки», родители думают – зачем он это делает? А чадо гоняется за дофамином.

Оказывается, базовый уровень этого гормона у подростков ниже, чем у детей и взрослых. И все эти рисковые затеи нужны, чтобы его повысить. Иначе невыносимо скучно и депрессивно. И чем больше риска, тем он становится привычнее. Это меняет паттерны поведения и заставляет рисковать еще больше. Особенно если рядом сверстники – именно поэтому группа подростков может сотворить нечто невообразимое.  Усугубляет ситуацию надежда на авось: большинство уверены, что «пронесет». Что поделать – лимбическая система, отвечающая за эмоции и половое поведение, развивается быстрее, чем лобная кора – наше рацио. Умение просчитывать последствия своих поступков большинству подростков не свойственно.

 

Деньги не отходя от кассы

Среднестатистический школьник, вернувшись с занятий, займется чем угодно, только не уроками. Словом, будет прокрастинировать, то есть предпочтет быстрый дофамин (соцсети, бутерброды и игрушки) отсроченному. Это хорошо показывают эксперименты, аналогичные знаменитому тесту с зефирками у детей. Если подростку предложить некую сумму прямо сейчас или большую, но через две недели, скорее всего, он захочет деньги сразу.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ДЖЕТЛАГ

Еще одна головная боль родителей – ночной образ жизни подростка. Связано это с перестройкой циркадных ритмов: пик выработки мелатонина сдвигается на несколько часов, да и самого гормона синтезируется меньше. Сам тинэйджер  здесь, но его мозг минимум на один временной пояс западнее. Ваши представления о правильном говорят, что в десять ему нужно ложиться, потому что утром рано вставать. А у него это вызовет бурю возмущения. Во-первых, не хочется, а во-вторых, ближе к ночи начинается самая активная социальная жизнь в чатах и соцсетях с такими же неспящими сверстниками.

Синий свет экрана тоже угнетает производство мелатонина, и нежелание спать получает дополнительное подкрепление. Утром, конечно, он снова все проспит, весь день будет сонный, помятый и раздражительный. Кстати, дефицит сна нарушает способность соображать и запоминать информацию.

Что с этим делать? Действенный способ наладить сон – спорт. Футбол, бег – да все, что угодно, любая интенсивная нагрузка стимулирует выработку мелатонина. Но только не позже, чем за 3–4 часа до сна. Незадолго до отбоя хорошо бы прогуляться или поплавать в бассейне. А утром нужно больше солнечного света, чтобы проснуться вовремя – и, соответственно, раньше лечь в постель.

 

ЗАВТРАК УМНИКА

На способность думать и запоминать влияет и то, что ест ваш подросток. Особенно на завтрак. По данным британских исследователей, школьники, игнорирующие завтрак, хуже учатся и баллы на экзаменах у них ниже. Кроме того, добавляются проблемы с лишним весом, ведь если растущий организм не получил с утра необходимые калории, он отправится наверстывать упущенное – скорее всего, в ближайший фастфуд. Также есть данные, что пропущенный завтрак ведет к дефициту важных нутриентов, в первую очередь, кальция, клетчатки и витамина С. Добрать норму за день, утверждают исследователи, потом уже вряд ли получится.

Поэтому утро подростка должно начинаться с нормальной еды. Нормальной – это означает сложные углеводы (зерновые, овощи и фрукты), белок (творог, сыр, молоко, мясо или рыба) и полезные жиры омега (жирная рыба, растительное масло, семена и орехи, яйца кур свободного выгула).

Кстати, поведение и успехи могут зависеть от конкретных продуктов. Во всяком случае, есть данные, что молоко, каши, мюсли, овощи и фрукты делают школьника более спокойным и рассудительным. А вот колбаса, яйца и ветчина добавляют сложностей с дисциплиной. Больше всего трудностей с теми, кто или вообще не завтракает, или пробавляется с утра энергетиками.

 

УВИДЕТЬ СЛОНА ЦЕЛИКОМ

Непредсказуемость подростков может огорчать и озадачивать, но главное – замечать не только проблемы, но и позитивные сдвиги. Человек становится другим, меняется его тело, представления о себе и о мире. У него появляются интересы за пределами дома и семьи, он учится встраиваться в социум, находить свою стаю. Это время не только серьезных рисков и переживаний, но и огромных возможностей.

Мозг подростка еще не так специализирован и продуктивен, как у взрослых, но зато более пластичен и лучше умеет приспосабливаться. Подростки не только «трудные», но и суперталантливые. Неумение четко планировать и полностью контролировать свое поведение делает их «неудобными», но позволяет выходить за рамки и находить неожиданные решения. Лобная кора еще не умеет блокировать все, что кажется ей нерациональным и не глушит амбиции.  Да, мозг еще не способен видеть картину мира целиком, кипит и бурлит.

И задача взрослых – не выносить его окончательно нотациями (которые никому еще не принесли пользы), а помочь – хотя бы тем, что вы понимаете, что стоит за всеми выкрутасами, не осуждаете и стараетесь поддержать. Да, уже не мы тут главные и не от нас все зависит, но кое-что мы можем.  Например, показать подростку, что быть взрослым – не страшно и не нудно, что у вас есть собственная интересная жизнь, которая вам нравится и которой вы дорожите.

 

 

Учил, но не запомнил

Усадить подростка за книги – этого мало. Хорошо бы он запомнил хоть что-то. А это трудно: особенности подросткового мозга умножаются на сложность самой системы. Чтобы информация осела в голове надолго, она должна попасть из кратковременной памяти в долговременную. Поможет выполнение 4 условий, их сформулировал еще физиолог Иван Павлов:

  1. То, что нужно запомнить, должно быть значимым и вызывать эмоции. Иначе мозг не сочтет нужным все это хранить: зачем тратить энергию на запоминание бесполезного и скучного.

  2. Повторение. И, скажем, не три часа подряд, а три раза по часу.

  3. Меньше отвлекающих факторов – долой смартфоны.

  4. Лучше всего работает голова у человека выспавшегося, не слишком сытого и не слишком голодного. Кстати, именно во сне информация окончательно прописывается в постоянной памяти.

Вам также может понравиться

Как сделать так, чтобы ребенок успешно преодолел последюю четверть учебного года?

28 февраля 2024 г.

Родители не находят себе места — их 12-16-летние подростки валяются целыми днями на кровати с …

5 февраля 2024 г.

Если вы или ваш ребенок часто болеете, врач наверняка порекомендует определить концентрацию витамина …

16 января 2024 г.