Первый раз в первый класс

Дети

Ещё несколько недель – и здравствуй, школа. Как сделать так, чтобы она не превратилась в огромный стресс для ребёнка и всей семьи? 

Готов, не готов?

Главное, что нужно понять, – готов ли вообще ребёнок к школе. По наблюдениям психологов, в каждом классе есть 2-3 ученика, которых отдали в школу слишком рано.

Что такое «готов»? Для многих это означает, что уже умеет считать и писать. На самом деле готовность — это показатель физиологической зрелос­ти, при которой мозг дозрел до новых нагрузок. В том числе у ребёнка появилась произвольная мотивация, или способность выполнять правила и что-то делать не потому, что хочется, а потому что надо. Школьная жизнь регулируется множеством правил, и тот, кто не способен их соб­людать, попадёт в аутсайдеры, даже если его IQ выше, чем у остальных. В среднем произвольная мотивация появляется к 6-8 годам. Именно поэтому раньше 6,5 года в школу ребёнка отдавать не рекомендуется.

Большое значение имеет и то, как ваш малыш общается со взрослыми и ровесниками. Способен ли дого­вариваться, искать компромиссы, вести себя в обществе. Кроме того, он должен быть готов физически: просидеть спокойно несколько уроков подряд – нелёгкое дело!

И не забывайте про умение быстро собрать рюкзак, достать нужные учебники, одеться после физкультуры. Все эти мелочи могут превратить школьную жизнь в ад. В целом современные дети дорастают до школы позднее, чем поколение их родителей и бабушек. Не редкость, когда в первый класс идёт человек 8 лет от роду. Однако есть и те, что начинают учиться в 6 лет с небольшим и неплохо себя чувствуют. И то и другое – варианты нормы. Всё зависит от темпов развития конкретного ребёнка. И решения, принятого родителями.

Тест на зрелость

Определить биологи­ческий возраст ребёнка и, соответственно, степень зрелости его мозга помогает филиппинский тест. Если ваш дошкольник способен дотянуть­ся правой рукой до левого уха через темя, можно предположить, что физиологически он к школе готов (произо­шёл полуростовой скачок, период, когда меняются пропорции тела и многие функции организма). Ещё один показатель зрелости – начавшаяся смена зубов. Считается, если у ребёнка больше 4 постоянных зубов, можно идти в школу. Но всё это очень приблизительные методы. Если есть сомнения на этот счёт, лучше проконсультироваться с психологом.

Страшный страх

Дети – от природы существа крайне любознательные, которые любят учиться новому. Однако есть вещи, которые это стремление убивают – в том числе тревога родителей. Взрослые волнуются – как всё сложится? – и транслируют сомнения ребёнку, даже если ничего не говорят вслух. Дети – гениальные телепаты, ловят то, что носится «в воздухе». А уж если взрослые начинают увещевать – читай, а то двоечником будешь! – страх неизведанного у малыша приобретает гипертрофированные масштабы. Вместо того, чтобы стращать, прос­то поговорите о школе и настройте на хорошее — это важно. Наверняка у каждого в запасе есть весёлые школьные истории, пришло время ими поделиться. Помните, что отрицательные эмоции и обучение – несовместимые понятия.

Играйте в ролевые игры про школу – с игрушками или друзьями. В них можно проработать основные школьные правила, чтобы ребёнок имел представление, что его ждёт. В этот период полезны любые игры по правилам. «Съедобное – несъедобное», «Да» и «Нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть» и т. д. Отличная тренировка для будущего школьника!

Не редкость, когда в первый класс идёт человек 8 лет от роду. Но есть и те, что начинают учиться в 6 лет и неплохо себя чувствуют.

Как помочь адаптироваться

Школа – новая реальность, и к ней нужно приспособиться. Адаптация – очень энергозатратный процесс, поэтому главная задача – увеличить все возможные ресурсы. Поэтому летом нужно не за учебниками сидеть и готовиться, а бегать, гулять, играть и набираться сил. Чем веселее и активнее лето, тем проще потом будет в школе.

За пару недель до учебного года стоит перейти на распорядок дня, близкий к школьному. Раньше вставать, раньше ложиться, иначе ребёнок не будет высыпаться, а это дополнительный стресс для него. Дайте понять, что в школе будут новые требования и задачи – но появятся и новые радости, удовольствия и друзья. Сделайте приятным событием покупку формы, нового рюкзака, красивых тетрадей. Чем больше хороших эмоций, особенно в первые недели обучения, тем лучше. Находите больше поводов хвалить, чтобы поддержать позитивный настрой и мотивацию учиться. Сам проснулся утром? Молодец! Не забыл сменку? Отлично! Быстро собрался? Ты ж моя радость!

Не требуйте от ребёнка слишком много – сейчас гораздо важнее не то, как он учится, а хорошо ли адаптируется.

Третья неделя сентября

В среде педиатров есть такое выражение – «болезнь третьей недели сентября». Чувство новизны при­тупилось, стало ясно, что школа — это всерьёз и надолго, начала накапливаться усталость – и физичес­кая, и психологическая. Если адаптация идёт непросто, ребёнок переходит в энергосберегающий режим – и начинает болеть. Много плачет, раздражается, жалуется на усталость и головную боль. Иногда даже не может объяснить, что с ним не так, но отказывается идти в школу. В это время родителям нужно быть особенно внимательными, почаще разговаривать со своим первоклассником, обращать внимание на все хорошее, что с ним происходит. И, конечно, не требовать от него слишком много – сейчас гораздо важнее не то, как он учится, а хорошо ли адаптируется. Запаситесь терпением – на адаптацию может уйти до двух месяцев.

Как помочь в этот сложный момент?

Следить, чтобы высыпался, давать возможность отдохнуть днём, понимать, что прогулки на свежем воздухе и спорт не менее важны, чем выполнение уроков.

Кормить правильной едой – как бы ни хотелось утешить уставшего после школы ребёнка шоколадкой. В каждый приём пищи он должен получать белки и сложноуглеводные гарниры, а также овощи и фрукты – не меньше 4-5 порций в день. Меню должно быть максимально разнооб­разным, чтобы собрать весь набор витаминов и минералов.

Обращать внимание на ненасы­щенные жирные кислоты, в первую очередь омега-3 и витамин D. Исследования показывают, что они способствуют нормальному разви­тию мозга, уравновешивают психику и помогают усваивать новые знания. Они есть в жирной рыбе, в масле печени трески, в рапсовом и льняном масле, грецких орехах и фундуке, а так же в био добавках.

И самое важное – ваша безусловная поддержка. Ребёнку нужно знать, что вы его любите всегда и вне зависимости от его академических успехов.

Большие перемены

  • В жизни первоклассника много изменений.
  • Приходится больше сидеть, а это серьёзная статическая нагрузка. При умственном напряжении учащаются дыхание и пульс.
  • Новые правила и новые люди вокруг. Это непросто для маленького человека, особенно если у него нет опыта жизни внутри большой группы людей.
  • К концу первой четверти 60% московских первоклашек худеют. У многих растёт или, напротив, снижается артериальное давление – это характерный признак утомления.

Вам также может понравиться

Хотите узнать рост ребенка – посмотрите на его маму и папу. В большинстве случаев именно их гены опр …

27 октября 2024 г.

Часто это не про лень и баловство, а про сложности с рабочей памятью. Разбираемся, откуда они берутс …

24 октября 2024 г.

Как дети разного возраста влияют друг на друга ?

17 октября 2024 г.