Готов, не готов?
Главное, что нужно понять, – готов ли вообще ребёнок к школе. По наблюдениям психологов, в каждом классе есть 2-3 ученика, которых отдали в школу слишком рано.
Что такое «готов»? Для многих это означает, что уже умеет считать и писать. На самом деле готовность — это показатель физиологической зрелости, при которой мозг дозрел до новых нагрузок. В том числе у ребёнка появилась произвольная мотивация, или способность выполнять правила и что-то делать не потому, что хочется, а потому что надо. Школьная жизнь регулируется множеством правил, и тот, кто не способен их соблюдать, попадёт в аутсайдеры, даже если его IQ выше, чем у остальных. В среднем произвольная мотивация появляется к 6-8 годам. Именно поэтому раньше 6,5 года в школу ребёнка отдавать не рекомендуется.
Большое значение имеет и то, как ваш малыш общается со взрослыми и ровесниками. Способен ли договариваться, искать компромиссы, вести себя в обществе. Кроме того, он должен быть готов физически: просидеть спокойно несколько уроков подряд – нелёгкое дело!
И не забывайте про умение быстро собрать рюкзак, достать нужные учебники, одеться после физкультуры. Все эти мелочи могут превратить школьную жизнь в ад. В целом современные дети дорастают до школы позднее, чем поколение их родителей и бабушек. Не редкость, когда в первый класс идёт человек 8 лет от роду. Однако есть и те, что начинают учиться в 6 лет с небольшим и неплохо себя чувствуют. И то и другое – варианты нормы. Всё зависит от темпов развития конкретного ребёнка. И решения, принятого родителями.
Тест на зрелость
Определить биологический возраст ребёнка и, соответственно, степень зрелости его мозга помогает филиппинский тест. Если ваш дошкольник способен дотянуться правой рукой до левого уха через темя, можно предположить, что физиологически он к школе готов (произошёл полуростовой скачок, период, когда меняются пропорции тела и многие функции организма). Ещё один показатель зрелости – начавшаяся смена зубов. Считается, если у ребёнка больше 4 постоянных зубов, можно идти в школу. Но всё это очень приблизительные методы. Если есть сомнения на этот счёт, лучше проконсультироваться с психологом.
Страшный страх
Дети – от природы существа крайне любознательные, которые любят учиться новому. Однако есть вещи, которые это стремление убивают – в том числе тревога родителей. Взрослые волнуются – как всё сложится? – и транслируют сомнения ребёнку, даже если ничего не говорят вслух. Дети – гениальные телепаты, ловят то, что носится «в воздухе». А уж если взрослые начинают увещевать – читай, а то двоечником будешь! – страх неизведанного у малыша приобретает гипертрофированные масштабы. Вместо того, чтобы стращать, просто поговорите о школе и настройте на хорошее — это важно. Наверняка у каждого в запасе есть весёлые школьные истории, пришло время ими поделиться. Помните, что отрицательные эмоции и обучение – несовместимые понятия.
Играйте в ролевые игры про школу – с игрушками или друзьями. В них можно проработать основные школьные правила, чтобы ребёнок имел представление, что его ждёт. В этот период полезны любые игры по правилам. «Съедобное – несъедобное», «Да» и «Нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть» и т. д. Отличная тренировка для будущего школьника!
Не редкость, когда в первый класс идёт человек 8 лет от роду. Но есть и те, что начинают учиться в 6 лет и неплохо себя чувствуют.
Как помочь адаптироваться
Школа – новая реальность, и к ней нужно приспособиться. Адаптация – очень энергозатратный процесс, поэтому главная задача – увеличить все возможные ресурсы. Поэтому летом нужно не за учебниками сидеть и готовиться, а бегать, гулять, играть и набираться сил. Чем веселее и активнее лето, тем проще потом будет в школе.
За пару недель до учебного года стоит перейти на распорядок дня, близкий к школьному. Раньше вставать, раньше ложиться, иначе ребёнок не будет высыпаться, а это дополнительный стресс для него. Дайте понять, что в школе будут новые требования и задачи – но появятся и новые радости, удовольствия и друзья. Сделайте приятным событием покупку формы, нового рюкзака, красивых тетрадей. Чем больше хороших эмоций, особенно в первые недели обучения, тем лучше. Находите больше поводов хвалить, чтобы поддержать позитивный настрой и мотивацию учиться. Сам проснулся утром? Молодец! Не забыл сменку? Отлично! Быстро собрался? Ты ж моя радость!
Не требуйте от ребёнка слишком много – сейчас гораздо важнее не то, как он учится, а хорошо ли адаптируется.
Третья неделя сентября
В среде педиатров есть такое выражение – «болезнь третьей недели сентября». Чувство новизны притупилось, стало ясно, что школа — это всерьёз и надолго, начала накапливаться усталость – и физическая, и психологическая. Если адаптация идёт непросто, ребёнок переходит в энергосберегающий режим – и начинает болеть. Много плачет, раздражается, жалуется на усталость и головную боль. Иногда даже не может объяснить, что с ним не так, но отказывается идти в школу. В это время родителям нужно быть особенно внимательными, почаще разговаривать со своим первоклассником, обращать внимание на все хорошее, что с ним происходит. И, конечно, не требовать от него слишком много – сейчас гораздо важнее не то, как он учится, а хорошо ли адаптируется. Запаситесь терпением – на адаптацию может уйти до двух месяцев.
Как помочь в этот сложный момент?
Следить, чтобы высыпался, давать возможность отдохнуть днём, понимать, что прогулки на свежем воздухе и спорт не менее важны, чем выполнение уроков.
Кормить правильной едой – как бы ни хотелось утешить уставшего после школы ребёнка шоколадкой. В каждый приём пищи он должен получать белки и сложноуглеводные гарниры, а также овощи и фрукты – не меньше 4-5 порций в день. Меню должно быть максимально разнообразным, чтобы собрать весь набор витаминов и минералов.
Обращать внимание на ненасыщенные жирные кислоты, в первую очередь омега-3 и витамин D. Исследования показывают, что они способствуют нормальному развитию мозга, уравновешивают психику и помогают усваивать новые знания. Они есть в жирной рыбе, в масле печени трески, в рапсовом и льняном масле, грецких орехах и фундуке, а так же в био добавках.
И самое важное – ваша безусловная поддержка. Ребёнку нужно знать, что вы его любите всегда и вне зависимости от его академических успехов.
Большие перемены
- В жизни первоклассника много изменений.
- Приходится больше сидеть, а это серьёзная статическая нагрузка. При умственном напряжении учащаются дыхание и пульс.
- Новые правила и новые люди вокруг. Это непросто для маленького человека, особенно если у него нет опыта жизни внутри большой группы людей.
- К концу первой четверти 60% московских первоклашек худеют. У многих растёт или, напротив, снижается артериальное давление – это характерный признак утомления.