Онлайн-шопинг

Психология

Зависимость или нет

Кот в мешке

Основное преимущество онлайн-шопинга в том, что он позволяет сэкономить время. Однако иног­да такая экономия может выйти боком. Меньшее из зол – если куп­ленное на Алиэкспрессе платье окажется на 2 размера меньше или плохого качества. Это неприятно, но по крайней мере неопасно для здоровья, чего не скажешь о других товарах – продуктах питания, косметике, средствах гигиены и т. д. 

Здесь предпочтительно присутствие для полноценного контроля состава и срока годности. Впрочем, даже если у вас есть проверенный онлайн-магазин или продавец, которым вы доверяете на все 100%, не стоит злоупотреблять этой возможностью, и вот почему.

Не засиживайся!

Отдавая предпочтение онлайн-шопингу вместо настоящей прогулки по магазинам, мы обычно руководст­вуемся якобы благим намерением «поберечь энергию». Но в повседневной жизни нам и так не хватает физической активности, и эта самая «энергия» не успевает тратиться, оседая на боках складками жира. Кроме того, при отсутствии регулярных нагрузок наши мышцы, кости и опорно-двигательный аппарат в целом начинают неизбежно слабеть. Особенно опасна гиподинамия для пожилых людей, так как с возрастом плотность костей и мышечная масса резко снижаются, повышается риск падений и других проблем со здо­ровьем. Вот почему медики рекомендуют проводить силовые тренировки (щадящие, без фанатизма!) даже людям в преклонных годах.

Например, поработать в огороде или пройтись с увесистыми сумками из магазина, тем более что быстрая пешая прогулка – это ещё отличный способ потренировать сердце.

Выйти в свет

Как бы парадоксально это ни звучало, выходы в свет (во всех смыслах) необходимы для нашего физичес­кого и психического благополучия. Даже скромные 20–30 минут пешком до ближайшего супермаркета могут значительно улучшить эмо­циональное состояние человека. 

По словам учёных из Мичиганского университета, этого вполне достаточно, чтобы понизить у человека уровень «гормона стресса» кортизола. Прогулки на свежем воздухе полезны в любом возрасте: детям они помогают справиться с повышенной тревожностью и уменьшить проявление агрессии, а взрослым – отрегулировать уровень стресса. Конечно,
в идеале, чтобы ваш моцион проходил через парк, утопающий в зелени, под пение птиц или стрекотание
цикад, но и простой маршрут «до магазина и обратно» обладает психотерапевтическим эффектом. Ведь самое главное в таких выходах– «белый свет» и есть. Многие из нас почти половину года, а точнее, зимой и поздней осенью, страдают от нехватки солнечного света и связанной с ней усталостью, отсутствием энергии и потерей интереса к окружаю­щему. Для таких людей дневные прогулки просто обязательны, чтобы восстановить работу циркадных ритмов и поднять уровень серотонина – «гормона хорошего настроения». 

Пища для ума

Ещё одну жертву, которую, сами того не осознавая, приносят онлайн-шопоголики, – это новые впечатления
и чувство вовлечённости. 

Каждый наш выход из дома сопровождается активной стимуляцией мозга зрительными, обонятельными и звуковыми стимулами, а уж поход по магазинам и подавно. 

Виртуальный шопинг не способен удовлетворить нашей потребности в пище для размышлений, не говоря уже о жажде общения. Прогуливаясь по реальным магазинам в компании друзей или просто перекидываясь парой слов с продавцами, мы становимся чуточку счастливее, спокойнее и увереннее в себе. А ещё заставляем мозг активнее работать! 

Это только кажется, что дружеская беседа – процесс лёгкий и пассивный. На самом деле во время обмена информацией и её осмысления мы создаём новые нейронные сети и укрепляем старые. Поэтому променад по магазинам можно смело считать профилактикой психических и когнитивных нарушений. 

Утоли мои печали, утоли

Почему же при таком обилии плюсов офлайн-шопинга многие предпочитают всё-таки отовариваться онлайн? Помимо очевидного удобства виртуальные магазины привлекают покупателей возможностью быстро поднять настроение и утолить грусть-печаль. Когда в период пандемии люди бросились покупать товары в интернет-магазинах, всё выглядело логично и оправданно. Неуверенность в завтрашнем дне, стресс, тревога, а иногда просто скука искали выход, и он нашёлся. В онлайн-покупках люди обрели утешение и, самое главное, чувство контроля над ситуацией: я хочу – я покупаю. 

Однако из удобной психотерапевтической стратегии эта привычка незаметно переросла в навязчивое поведение: локдауны открыли во многих из нас шопинг-зависимость.

В дофаминовой ловушке

Справедливости ради надо отметить, что шопоголизм как проблема су­ществовала и ранее, но с появлением виртуальных маркетов она приобрела совершенно иные масштабы. Для тайных шопоголиков это открыло новую возможность удовлетворять свою потребность в компульсивных покупках быстро и незаметно. Изу­чая данную проблему, учёные из Ганноверской медицинской школы в Германии обратили внимание на то, что в «дофаминовую ловушку» онлайн-шопинга чаще всего попадают люди, страдающие повышенной тревожностью или депрессией. Но беда в том, что это только усугуб­ляет их расстройство: удовольствие от приобретения обновки вызывает лишь кратковременную эйфорию, после чего становится ещё хуже на душе и требуется новая «доза» покупок. И так по кругу. Как понять, что вы попали?

А дальше всё как в тумане

Подсесть на онлайн-шопинг проще простого. Совершая покупки, мы активируем внутреннюю систему вознаграждения в головном мозге, которую обслуживает нейромедиатор дофамин. Этот гормон не просто дарит человеку временную эйфорию, но побуждает его снова и снова нажимать на заветную кнопку «купить». Подобное состояние имеет много общего с другими расстройствами импульсивного контроля, такими как сексуальная зависимость и зависимость от азартных игр. Существует также сходство между навязчивым стремлением к покупкам и наркоманией. У компульсивных покупателей даже могут возникать кратковременные эпизоды потери сознания. Например, зашёл на Wildberries купить упаковку носков, а дальше всё как в тумане… Очнулся с полной корзиной и пустым счётом на карте.

Основным признаком онлайн-шопоголизма является непреодолимое желание совершать покупки, причём неважно какие – удовольствие приносит сам процесс! Попавшие в зависимость честно признаются, что они крайне редко используют купленные товары (или вовсе никогда!). Знакомо? 

А насколько вам близки следующие утверждения?

  1. Я постоянно думаю об онлайн-покупках в течение дня.
  2. Это помогает мне бороться с негативными эмоциями. Но как только первая радость проходит, снова чувствую себя плохо (виноватой).
  3. Я трачу больше средств на виртуальный шопинг, чем могу себе позволить.
  4. Я стала чаще ссориться с родными и близкими из-за того, что слишком много времени трачу на онлайн-магазины.

Если все перечисленные пунк­ты словно с вас списаны, следует насторожиться. Возможно, вы угодили в «дофаминовую ловушку» виртуального шопинга. Чтобы выбраться из неё, нужно в первую очередь понять, что побуждает вас вновь и вновь совершать онлайн-покупки. Вам скучно, тревожно или снова накричал босс? А может, вы просто ищете способ обрести власть и контроль? Осознав первопричину своего поведения, вы сможете найти другие, более безопасные для кошелька и психики способы поднять уровень дофамина.

Онлайн-шопинг коварен, но всё-таки есть один вариант, как можно «обмануть систему». Дофамин начинает выделяться на этапе выбора. Ничто вам не мешает зайти в виртуальный магазин и «покормить глаза» потенциальными обновками. Можно даже для пущего эффекта положить покупку в корзину… а затем со спокойной душой выйти из приложения. 

Вам также может понравиться

Изначальная идея смартфонов – сделать жизнь удобнее, а людей – ближе. Но что-то пошло не так, и гадж …

3 апреля 2024 г.

Многие люди всё время стремятся к совершенству: правильно питаются, регулярно занимаются спортом, по …

10 марта 2024 г.

Психология

Анатомия крика

Почему дети и даже взрослые тупеют, если на них кричать, и какой крик можно считать полезным, а како …

1 марта 2024 г.