Онлайн-шопинг

Психология

Зависимость или нет

Кот в мешке

Основное преимущество онлайн-шопинга в том, что он позволяет сэкономить время. Однако иног­да такая экономия может выйти боком. Меньшее из зол – если куп­ленное на Алиэкспрессе платье окажется на 2 размера меньше или плохого качества. Это неприятно, но по крайней мере неопасно для здоровья, чего не скажешь о других товарах – продуктах питания, косметике, средствах гигиены и т. д. 

Здесь предпочтительно присутствие для полноценного контроля состава и срока годности. Впрочем, даже если у вас есть проверенный онлайн-магазин или продавец, которым вы доверяете на все 100%, не стоит злоупотреблять этой возможностью, и вот почему.

Не засиживайся!

Отдавая предпочтение онлайн-шопингу вместо настоящей прогулки по магазинам, мы обычно руководст­вуемся якобы благим намерением «поберечь энергию». Но в повседневной жизни нам и так не хватает физической активности, и эта самая «энергия» не успевает тратиться, оседая на боках складками жира. Кроме того, при отсутствии регулярных нагрузок наши мышцы, кости и опорно-двигательный аппарат в целом начинают неизбежно слабеть. Особенно опасна гиподинамия для пожилых людей, так как с возрастом плотность костей и мышечная масса резко снижаются, повышается риск падений и других проблем со здо­ровьем. Вот почему медики рекомендуют проводить силовые тренировки (щадящие, без фанатизма!) даже людям в преклонных годах.

Например, поработать в огороде или пройтись с увесистыми сумками из магазина, тем более что быстрая пешая прогулка – это ещё отличный способ потренировать сердце.

Выйти в свет

Как бы парадоксально это ни звучало, выходы в свет (во всех смыслах) необходимы для нашего физичес­кого и психического благополучия. Даже скромные 20–30 минут пешком до ближайшего супермаркета могут значительно улучшить эмо­циональное состояние человека. 

По словам учёных из Мичиганского университета, этого вполне достаточно, чтобы понизить у человека уровень «гормона стресса» кортизола. Прогулки на свежем воздухе полезны в любом возрасте: детям они помогают справиться с повышенной тревожностью и уменьшить проявление агрессии, а взрослым – отрегулировать уровень стресса. Конечно,
в идеале, чтобы ваш моцион проходил через парк, утопающий в зелени, под пение птиц или стрекотание
цикад, но и простой маршрут «до магазина и обратно» обладает психотерапевтическим эффектом. Ведь самое главное в таких выходах– «белый свет» и есть. Многие из нас почти половину года, а точнее, зимой и поздней осенью, страдают от нехватки солнечного света и связанной с ней усталостью, отсутствием энергии и потерей интереса к окружаю­щему. Для таких людей дневные прогулки просто обязательны, чтобы восстановить работу циркадных ритмов и поднять уровень серотонина – «гормона хорошего настроения». 

Пища для ума

Ещё одну жертву, которую, сами того не осознавая, приносят онлайн-шопоголики, – это новые впечатления
и чувство вовлечённости. 

Каждый наш выход из дома сопровождается активной стимуляцией мозга зрительными, обонятельными и звуковыми стимулами, а уж поход по магазинам и подавно. 

Виртуальный шопинг не способен удовлетворить нашей потребности в пище для размышлений, не говоря уже о жажде общения. Прогуливаясь по реальным магазинам в компании друзей или просто перекидываясь парой слов с продавцами, мы становимся чуточку счастливее, спокойнее и увереннее в себе. А ещё заставляем мозг активнее работать! 

Это только кажется, что дружеская беседа – процесс лёгкий и пассивный. На самом деле во время обмена информацией и её осмысления мы создаём новые нейронные сети и укрепляем старые. Поэтому променад по магазинам можно смело считать профилактикой психических и когнитивных нарушений. 

Утоли мои печали, утоли

Почему же при таком обилии плюсов офлайн-шопинга многие предпочитают всё-таки отовариваться онлайн? Помимо очевидного удобства виртуальные магазины привлекают покупателей возможностью быстро поднять настроение и утолить грусть-печаль. Когда в период пандемии люди бросились покупать товары в интернет-магазинах, всё выглядело логично и оправданно. Неуверенность в завтрашнем дне, стресс, тревога, а иногда просто скука искали выход, и он нашёлся. В онлайн-покупках люди обрели утешение и, самое главное, чувство контроля над ситуацией: я хочу – я покупаю. 

Однако из удобной психотерапевтической стратегии эта привычка незаметно переросла в навязчивое поведение: локдауны открыли во многих из нас шопинг-зависимость.

В дофаминовой ловушке

Справедливости ради надо отметить, что шопоголизм как проблема су­ществовала и ранее, но с появлением виртуальных маркетов она приобрела совершенно иные масштабы. Для тайных шопоголиков это открыло новую возможность удовлетворять свою потребность в компульсивных покупках быстро и незаметно. Изу­чая данную проблему, учёные из Ганноверской медицинской школы в Германии обратили внимание на то, что в «дофаминовую ловушку» онлайн-шопинга чаще всего попадают люди, страдающие повышенной тревожностью или депрессией. Но беда в том, что это только усугуб­ляет их расстройство: удовольствие от приобретения обновки вызывает лишь кратковременную эйфорию, после чего становится ещё хуже на душе и требуется новая «доза» покупок. И так по кругу. Как понять, что вы попали?

А дальше всё как в тумане

Подсесть на онлайн-шопинг проще простого. Совершая покупки, мы активируем внутреннюю систему вознаграждения в головном мозге, которую обслуживает нейромедиатор дофамин. Этот гормон не просто дарит человеку временную эйфорию, но побуждает его снова и снова нажимать на заветную кнопку «купить». Подобное состояние имеет много общего с другими расстройствами импульсивного контроля, такими как сексуальная зависимость и зависимость от азартных игр. Существует также сходство между навязчивым стремлением к покупкам и наркоманией. У компульсивных покупателей даже могут возникать кратковременные эпизоды потери сознания. Например, зашёл на Wildberries купить упаковку носков, а дальше всё как в тумане… Очнулся с полной корзиной и пустым счётом на карте.

Основным признаком онлайн-шопоголизма является непреодолимое желание совершать покупки, причём неважно какие – удовольствие приносит сам процесс! Попавшие в зависимость честно признаются, что они крайне редко используют купленные товары (или вовсе никогда!). Знакомо? 

А насколько вам близки следующие утверждения?

  1. Я постоянно думаю об онлайн-покупках в течение дня.
  2. Это помогает мне бороться с негативными эмоциями. Но как только первая радость проходит, снова чувствую себя плохо (виноватой).
  3. Я трачу больше средств на виртуальный шопинг, чем могу себе позволить.
  4. Я стала чаще ссориться с родными и близкими из-за того, что слишком много времени трачу на онлайн-магазины.

Если все перечисленные пунк­ты словно с вас списаны, следует насторожиться. Возможно, вы угодили в «дофаминовую ловушку» виртуального шопинга. Чтобы выбраться из неё, нужно в первую очередь понять, что побуждает вас вновь и вновь совершать онлайн-покупки. Вам скучно, тревожно или снова накричал босс? А может, вы просто ищете способ обрести власть и контроль? Осознав первопричину своего поведения, вы сможете найти другие, более безопасные для кошелька и психики способы поднять уровень дофамина.

Онлайн-шопинг коварен, но всё-таки есть один вариант, как можно «обмануть систему». Дофамин начинает выделяться на этапе выбора. Ничто вам не мешает зайти в виртуальный магазин и «покормить глаза» потенциальными обновками. Можно даже для пущего эффекта положить покупку в корзину… а затем со спокойной душой выйти из приложения. 

Вам также может понравиться

Как найти свое?

21 июня 2024 г.

Внутренний ребёнок играет во взрослом возрасте не менее важную роль, чем внутренний родитель и внутр …

30 мая 2024 г.

Плохое самочувствие – один из самых распространенных методов, чтобы добиться желаемого от других чле …

29 мая 2024 г.