Он все забывает!

Дети

Часто это не про лень и баловство, а про сложности с рабочей памятью. Разбираемся, откуда они берутся и как помочь ребенку.

ГДЕ ВТОРАЯ ОБУВЬ?

Насколько хорошо будет учиться деточка, зависит от множества вещей – и не в последнюю очередь от рабочей памяти. Именно эта когнитивная система отвечает за то, чтобы он прочитал условия задачи и понял их. Записал текст под диктовку и подчеркнул нужные орфограммы. Выполнил работу по образцу и ничего не напутал. Вовремя собрал школьный рюкзак и не забыл сменную обувь.

В целом рабочая память – это не про запоминание на года вперед, а про способность удерживать в сознании информацию, нужную для выполнения конкретных дел здесь и сейчас. Как только дело сделано, все данные или удаляются, или переводятся в долговременную память – если мозг считает, что они еще могут пригодиться.

Эксперименты ученых показали, что детям с хорошей рабочей памятью (РП) проще даются математика и чтение. Более того, тесты на РП точнее тестов на IQ предсказывают академические успехи. Что помогает «оперативке» нормально работать, а что мешает?

У 10–15% школьников, по данным исследований, проведенных в Великобритании, есть проблемы с рабочей памятью. Среди них, например, дети с СДВГ, расстройствами аутического спектра, дислексики .

МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО

Когда родитель выдает ребенку длинный список дел, а потом сердится, что тот снова все перепутал, он сам забывает, что детская память – не та, что у взрослых. Ее «пропускная способность» гораздо ниже. Впрочем, и у старших емкость рабочей памяти ограничена.

Американский психолог Джордж Миллер еще в середине прошлого века экспериментально выяснил, что человек может запомнить и повторить в среднем 7 ± 2 смысловых единиц. Не так давно выяснилось, что этих единиц еще меньше – 4 ± 1. Причем в детстве этот показатель как минимум вдвое ниже.

На основе изысканий Миллера построена теория ячеек, которая предполагает, что в рабочей памяти есть ограниченное количество «ячеек» для размещения информации. Все, что сверх того, просто «не помещается в голове». Теория удачно демонстрирует, как мешает думать и запоминать посторонняя ерунда. Если память забита роликами из ТикТок, прямо сейчас она не в состоянии думать ни о чем о другом. Потребуется время, чтобы ее разгрузить.

Впрочем, до определенной степени мозг умеет обходить ограничения, например, группирует данные. Если последовательность 05072023 воспринимать не как хаотичный набор цифр, а дату рождения любимого кота, она займет всего одну ячейку, а не восемь. Подобным мнемоническим приемам можно и нужно учить детей, это очень облегчит им жизнь.

 

Признаки проблем с рабочей памятью:

  • ребенку трудно следовать инструкциям,

  • неактивен во время групповых занятий, не всегда может ответить на вопросы,

  • теряется при выполнении сложных заданий,

  • легко отвлекается и «отключается»,

  • есть сложности в социуме.

ЭМОЦИИ И СМЫСЛ

Есть и другие теории, объясняющие, как устроена рабочая память. Одна из них – ресурсная – тоже предполагает, что возможности «оперативки» ограничены. Однако мозг не отметает механически все, что «не поместилось», а по определенным признакам ранжирует поступающую информацию. Одно признается важным и берется в разработку, другое остается вне зоны внимания и просто забывается.

Это вполне объясняет, почему мы в первую очередь запоминаем то, что считаем интересным, а скучное оставляем за бортом. Именно поэтому в обучении так важна мотивация и заинтересованность. Если придумать, как сделать нужное интересным, ребенку будет проще справиться даже со сложным заданием.

Эмоции тоже важны. Да, и плохие, ведь главная задача мозга – постоянно мониторить окружающую среду, чтобы вовремя обнаружить опасность и среагировать на нее. Но если речь идет об эффективном обучении, важнее эмоции положительные. Потому что стресс снижает мыслительные способности, а позитивный настрой, напротив, повышает КПД. Так что прежде, чем ругать и читать нотации ребенку, который снова что-то сделал не так, стоит подумать – а какой в этом смысл?

 

Не будь как Дори

Рабочая память, иначе ее называют оперативной, является частью кратковременной памяти. В нее постоянно сыпется информация от сенсорных систем – звуки, запахи, ощущения и т. д. А также попадают – сознательно или спонтанно – воспоминания из долговременной памяти. В этом хаосе рабочая память вылавливает нужные сигналы и обрабатывает их. Без нее мы были бы как рыбка Дори из мультика – постоянно бы все забывали и не могли ни на чем сосредоточиться.

УПРАВЛЯЙ НАГРУЗКОЙ

Рабочая память очень важна для общего интеллекта – чем больше в нее помещается и чем лучше она обрабатывает данные, тем успешнее мозг справляется с текущими задачами и создает новые концепции, то есть устанавливает новые связи между отдельными блоками информации. Большинство специалистов связывают развитие когнитивных способностей с увеличением КПД рабочей памяти.

Разработаны специальные тесты, которые определяют запас «оперативки» конкретного человека. Если изначально оперативный простор невелик (это во многом определяется генетикой, обстоятельствами роста и развития), требуется специальный подход, который поможет максимально использовать то, что есть. Делались попытки разработки специальных компьютерных игр и прочих тренингов для рабочей памяти, но все они оказались не слишком эффективными.

Зато управление когнитивной нагрузкой – так называют объем информации, которую «оперативка» обрабатывает в данный момент времени – вполне работающая вещь. Ее принципы сформулировал психолог и педагог Джон Свеллер. Он предположил, что информация будет хорошо усваиваться, если мозг получает столько нагрузки, сколько может освоить на данном этапе развития.

Малыши, например, способны оперировать максимум двумя понятиями сразу: на картинке большой и полосатый кот – о, это же тигр! Затем, годам к пяти, умеют сложить два числа, это уже три составляющих. А уже годам к 10–11 большинству становятся доступными пропорции или дроби, где нужно одновременно держать в уме 4 смысловых блока.

То есть идем от частного к целому, от простого – к сложному. Не забываем про волшебную мощь повторения – с каждым разом мозг будет воспринимать информацию все проще, ведь он уже знаком с ней и частично обработал. Имейте в виду – лучше повторять три раза по 10 минут, чем полчаса подряд. Рабочая память, как мышца, нуждается в отдыхе, чтобы разгрузиться и восстановиться.

При этом важно, чтоб ребенку не было и слишком легко. Наш мозг заточен решать сложные задачи, на грани своих возможностей. Именно тогда он работает в полную силу и, выполнив задание, будет заслуженно доволен своей работой.

 

Как помочь ребенку учиться

  • поддерживать интерес и мотивацию к получению новых знаний,

  • разбивать сложные задачи на простые подзадачи,

  • учить пользоваться мнемоническими техниками,

  • убрать отвлекающие вещи из зоны видимости во время занятий,

  • сделать так, чтобы высыпался, гулял, больше двигался и меньше нервничал,

  • следить за питанием – меню должно быть сбалансированным, содержать максимум витаминов, минералов и полезных для мозга ненасыщенных жиров омега 3,6,9.

 

 

Вам также может понравиться

Хотите узнать рост ребенка – посмотрите на его маму и папу. В большинстве случаев именно их гены опр …

27 октября 2024 г.

Как дети разного возраста влияют друг на друга ?

17 октября 2024 г.

И выстроить надежные и безопасные отношения со сверстниками

30 сентября 2024 г.