Музыка и мозг

Дети

Мы водим детей на разные развивающие занятия и часто упускаем из виду, что умнее, эмпатичнее и креативнее детей делает музыка. 

А ЕСЛИ ОН НЕ ГЕНИЙ?

Музыка существовала во времена, когда люди ещё не умели разговаривать и поэтому чувствовали её всеми фибрами души. Мы не пещерные жители, но музыка по-прежнему мощно воздейст­вует на нас. Настолько мощно, что по одним только МРТ-снимкам головного мозга специалисты могут отличить профессиональных музыкантов от любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Неудивительно: мозг пластичен, а игра на музыкальном инструменте задействует самые разные его отделы.

Вспомните экспрессивные движения пианиста за роялем — кажется, человек играет всем телом. Он легко читает с листа, помнит наизусть длиннейшие произведения. Точность и скорость игры бывает поразительная. Например, в некоторых этюдах Листа нужно сыграть 1800 нот в минуту! Мозг музыканта одновременно координирует сложные движения, обрабатывает сенсорные сигналы, расшифро­вывает символьную систему (ноты), рождает эмоции, запускает работу системы вознаграждения, проделывает ещё множество важных вещей.

Для профи, которые играют по несколько часов в день на протяжении многих лет, это не проходит бесследно — их мозг действительно другой. У пианистов, например, увеличивается отдел, контролирующий движения пальцев. А ещё меняется слуховая и зрительная кора, гиппокамп (оперативная память), мозолистое тело («мостик» между правым и левым полушариями), моторная кора, мозжечок и базальные ганглии (инициация, выполнение и контроль движений). И чем раньше ребёнок начнёт играть, тем заметнее будут различия в строении мозга. Но если речь не о вундеркиндах, которые лет с трёх-четырёх поразительно технично исполняют сложные пьесы (таких роликов много в Сети), а об обычных детях? Что даст им музыкальная школа, кроме умения играть на не самом высоком уровне? Стоит ли тратить на неё силы и время? Очень даже стоит! Если, конечно, сам ребёнок не против.

МУЗЫКА И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Начнём с очевидного — музыка улучшает слух. Когда мы слушаем или наигрываем мелодию, мозг постоянно анализирует высоту тона, оттенки тембра, гармонию, ритм.

Может, всё дело в генетике – у музыкантов изначально более развиты конкретные зоны мозга? Скорее всего, нет. Исследования показали, что изменения вызывают именно регулярные занятия. Достаточно 5 дней тренировок, чтобы разница стала заметна. А вот абсолютный слух передаётся «по наследству» и распространён в основном среди музыкантов азиатского происхождения.

В зонах, за это отвечающих, формируются дополнительные синапсы. Это очень полезно и для вербального интеллекта — нейронные сети, обрабатывающие музыку и речь, во многом совпадают. Всего за полгода занятий музыкой восьмилетки стали лучше различать высоту тона и значительно продвинулись в чтении. А после двух лет занятий музыкой у детей улучшилась способность выделять звуки речи из фонового шума. Полезный навык для работы в шумном классе, правда?

В нейропсихологии есть гипотеза, что музыка в целом улучшает способности к языкам. Она сложнее, чем речь, плюс эмоционально заряжена. А эмоции — необходимый пункт успешных тренировок. Именно поэтому важно, чтобы занятия не вызывали отвращения у ребёнка — иначе толку не будет. По наб­людениям, у музыкантов шире словарный запас, им проще осваивать иностранные языки, причём легче даётся и запоминание слов, и произношение.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Следующий пункт — эмоции. Мало что может сравниться с музыкой в плане эмоционального воздействия. Меняя интонации, наши, ещё не знающие слов, предки «пелиÈ друг другу об опасности и даже, как предполагал Чарльз Дарвин, о любви. Считывать передаваемые эмоции было критично важно для выживания и до сих пор прописано у нас в генах. Диссонан­сы действуют, как любой резкий звук, возможный сигнал опасности: мышцы напрягаются, мы моргаем и даже подпрыгиваем. Так, видимо, предки реагировали на душераздирающий рёв хищников. Мажор и минор понятны каждому от рождения. Оказывается, мажор воспринимается мозгом, как смех, минор — ближе к плачу. Ритм тоже активно рулит настроением — действует на двигательные центры (под него подстраиваются пульс и дыхание) и запускает выработку дофамина.

У людей, занимающихся музыкой, прокачивается способность воспринимать эмоции. Они хорошо считывают чувства собеседника и лучше понимают подтекст речи — ведь часто собеседник говорит одно,

а интонацией передаёт другое. Даже плач младенцев музыканты понимают лучше — голодны ли, пора менять памперс или беспо­коит что-то ещё. Водя детей в музыкальную школу, мы не только обогащаем их картину мира и даём возможность для самовыражения, но и вкладываемся в благополучие внуков. Им достанутся внимательные, чуткие родители!

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И КРЕАТИВНЫЙ

Ещё один бонус музыкальных занятий — улучшаются исполнительные функции. Это внимание, концентрация, рабочая память и способность быстро переключаться с одной задачи на другую. Просто мечта нейропсихолога!

Исследования показывают прогресс уже через 20 дней с начала занятий. На фоне заметнее ста­но­вятся академические успехи и даже, судя по всему, повышается IQ. Хотя, возможно, это обусловлено достатком в семье и высоким уровнем образования взрослых. Вспомните классического «мальчика со скрипочкой из интеллигентной семьи. Кроме того, когда мы заняты музыкой, активируется сеть пассивного режима работы мозга. Иначе её называют «нейронной сетью мечтателя — человек в это время погружен в себя, грезит наяву. Вероятно, эта сеть очень важна для развития креативности.

Сложные ритмы тренируют рабочую память. По умолчанию она вмещает лишь считаные смысловые единицы. Ритм – это определён­­­ная последовательность, и чем он сложнее, тем эффективнее мозг учится группировать и воспринимать данные. Это помогает лучше усваивать любую информацию.  

Важно, что влияние на интеллект сохраняется очень долгое время. Люди старше 60 лет, которые больше 10 лет отыграли в музыкальном оркестре, сохранили хорошую память, неплохо ориентировались в пространстве. Изучение пар близнецов показало, что у тех, кто всю жизнь музицировал, ниже риск деменции. Но вот интересный момент: учёные попытались определить биологический возраст мозга по МРТ-снимкам. Оказалось, что моложе выглядел мозг музыкантов-любителей, а не профессионалов.

Почему, пока не ясно. Возможно, у профи больше стрессов. Другое предположение — в жизни люби­телей есть не только музыка, но и другие интеллектуальные и творческие занятия. Ведь чем они разнообразнее, тем лучше для мозга. Звучит обнадёживающе для тех, кто не планирует заниматься музыкой профессионально, а просто играет в своё удовольствие.

Эффект Стивена Кинга

Когда-то много говорили об «эффекте Моцарта». Считалось, что прослушивание его музыки улучшает результаты тестов на пространственное воображение. Но сейчас становится ясно, что дело не в самом Моцарте, а в эмоциональной составляющей: неважно, что слушать, главное, чтобы нравилось. Это может быть и Моцарт, и рок, и даже, как выясняется, книги Стивена Кинга.

Вам также может понравиться

Кальций – макроэлемент, который необходим для большинства самых важных процессов в организме.

29 ноября 2022 г.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это огромная проблема, которую нелегко решить. …

23 ноября 2022 г.

Раннее плавание позитивно воздействует на организм ребёнка.        

15 ноября 2022 г.