А ЕСЛИ ОН НЕ ГЕНИЙ?
Музыка существовала во времена, когда люди ещё не умели разговаривать и поэтому чувствовали её всеми фибрами души. Мы не пещерные жители, но музыка по-прежнему мощно воздействует на нас. Настолько мощно, что по одним только МРТ-снимкам головного мозга специалисты могут отличить профессиональных музыкантов от любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Неудивительно: мозг пластичен, а игра на музыкальном инструменте задействует самые разные его отделы.
Вспомните экспрессивные движения пианиста за роялем — кажется, человек играет всем телом. Он легко читает с листа, помнит наизусть длиннейшие произведения. Точность и скорость игры бывает поразительная. Например, в некоторых этюдах Листа нужно сыграть 1800 нот в минуту! Мозг музыканта одновременно координирует сложные движения, обрабатывает сенсорные сигналы, расшифровывает символьную систему (ноты), рождает эмоции, запускает работу системы вознаграждения, проделывает ещё множество важных вещей.
Для профи, которые играют по несколько часов в день на протяжении многих лет, это не проходит бесследно — их мозг действительно другой. У пианистов, например, увеличивается отдел, контролирующий движения пальцев. А ещё меняется слуховая и зрительная кора, гиппокамп (оперативная память), мозолистое тело («мостик» между правым и левым полушариями), моторная кора, мозжечок и базальные ганглии (инициация, выполнение и контроль движений). И чем раньше ребёнок начнёт играть, тем заметнее будут различия в строении мозга. Но если речь не о вундеркиндах, которые лет с трёх-четырёх поразительно технично исполняют сложные пьесы (таких роликов много в Сети), а об обычных детях? Что даст им музыкальная школа, кроме умения играть на не самом высоком уровне? Стоит ли тратить на неё силы и время? Очень даже стоит! Если, конечно, сам ребёнок не против.
МУЗЫКА И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Начнём с очевидного — музыка улучшает слух. Когда мы слушаем или наигрываем мелодию, мозг постоянно анализирует высоту тона, оттенки тембра, гармонию, ритм.
Может, всё дело в генетике – у музыкантов изначально более развиты конкретные зоны мозга? Скорее всего, нет. Исследования показали, что изменения вызывают именно регулярные занятия. Достаточно 5 дней тренировок, чтобы разница стала заметна. А вот абсолютный слух передаётся «по наследству» и распространён в основном среди музыкантов азиатского происхождения.
В зонах, за это отвечающих, формируются дополнительные синапсы. Это очень полезно и для вербального интеллекта — нейронные сети, обрабатывающие музыку и речь, во многом совпадают. Всего за полгода занятий музыкой восьмилетки стали лучше различать высоту тона и значительно продвинулись в чтении. А после двух лет занятий музыкой у детей улучшилась способность выделять звуки речи из фонового шума. Полезный навык для работы в шумном классе, правда?
В нейропсихологии есть гипотеза, что музыка в целом улучшает способности к языкам. Она сложнее, чем речь, плюс эмоционально заряжена. А эмоции — необходимый пункт успешных тренировок. Именно поэтому важно, чтобы занятия не вызывали отвращения у ребёнка — иначе толку не будет. По наблюдениям, у музыкантов шире словарный запас, им проще осваивать иностранные языки, причём легче даётся и запоминание слов, и произношение.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Следующий пункт — эмоции. Мало что может сравниться с музыкой в плане эмоционального воздействия. Меняя интонации, наши, ещё не знающие слов, предки «пелиÈ друг другу об опасности и даже, как предполагал Чарльз Дарвин, о любви. Считывать передаваемые эмоции было критично важно для выживания и до сих пор прописано у нас в генах. Диссонансы действуют, как любой резкий звук, возможный сигнал опасности: мышцы напрягаются, мы моргаем и даже подпрыгиваем. Так, видимо, предки реагировали на душераздирающий рёв хищников. Мажор и минор понятны каждому от рождения. Оказывается, мажор воспринимается мозгом, как смех, минор — ближе к плачу. Ритм тоже активно рулит настроением — действует на двигательные центры (под него подстраиваются пульс и дыхание) и запускает выработку дофамина.
У людей, занимающихся музыкой, прокачивается способность воспринимать эмоции. Они хорошо считывают чувства собеседника и лучше понимают подтекст речи — ведь часто собеседник говорит одно,
а интонацией передаёт другое. Даже плач младенцев музыканты понимают лучше — голодны ли, пора менять памперс или беспокоит что-то ещё. Водя детей в музыкальную школу, мы не только обогащаем их картину мира и даём возможность для самовыражения, но и вкладываемся в благополучие внуков. Им достанутся внимательные, чуткие родители!
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И КРЕАТИВНЫЙ
Ещё один бонус музыкальных занятий — улучшаются исполнительные функции. Это внимание, концентрация, рабочая память и способность быстро переключаться с одной задачи на другую. Просто мечта нейропсихолога!
Исследования показывают прогресс уже через 20 дней с начала занятий. На фоне заметнее становятся академические успехи и даже, судя по всему, повышается IQ. Хотя, возможно, это обусловлено достатком в семье и высоким уровнем образования взрослых. Вспомните классического «мальчика со скрипочкой из интеллигентной семьи. Кроме того, когда мы заняты музыкой, активируется сеть пассивного режима работы мозга. Иначе её называют «нейронной сетью мечтателя — человек в это время погружен в себя, грезит наяву. Вероятно, эта сеть очень важна для развития креативности.
Сложные ритмы тренируют рабочую память. По умолчанию она вмещает лишь считаные смысловые единицы. Ритм – это определённая последовательность, и чем он сложнее, тем эффективнее мозг учится группировать и воспринимать данные. Это помогает лучше усваивать любую информацию.
Важно, что влияние на интеллект сохраняется очень долгое время. Люди старше 60 лет, которые больше 10 лет отыграли в музыкальном оркестре, сохранили хорошую память, неплохо ориентировались в пространстве. Изучение пар близнецов показало, что у тех, кто всю жизнь музицировал, ниже риск деменции. Но вот интересный момент: учёные попытались определить биологический возраст мозга по МРТ-снимкам. Оказалось, что моложе выглядел мозг музыкантов-любителей, а не профессионалов.
Почему, пока не ясно. Возможно, у профи больше стрессов. Другое предположение — в жизни любителей есть не только музыка, но и другие интеллектуальные и творческие занятия. Ведь чем они разнообразнее, тем лучше для мозга. Звучит обнадёживающе для тех, кто не планирует заниматься музыкой профессионально, а просто играет в своё удовольствие.
Эффект Стивена Кинга
Когда-то много говорили об «эффекте Моцарта». Считалось, что прослушивание его музыки улучшает результаты тестов на пространственное воображение. Но сейчас становится ясно, что дело не в самом Моцарте, а в эмоциональной составляющей: неважно, что слушать, главное, чтобы нравилось. Это может быть и Моцарт, и рок, и даже, как выясняется, книги Стивена Кинга.