АВАНТЮРНАЯ ЗАТЕЯ
Путешествие на яхте, бесшумно и неторопливо преодолевающей большие расстояния, настраивает на совершенно особенный лад. В детстве я был уверен, что дело моей жизни – бороздить под парусом моря, разыскивать клады и нырять за жемчугом. «Капитан Блад» Саббатини был зачитан до дыр. Предпринимались отчаянные попытки установить мачту и парус на подаренную дедушкой старенькую лодку-«резинку». С годами планы становились прозаичнее, но давние мечты не покидали и периодически воплощаясь в интересные, но нерациональные затеи.
Такой, например, была покупка в Швеции маленькой 7-метровой яхточки родом из 70-х годов. Ее перегон до Петербурга превратился в увлекательное и авантюрное трехнедельное путешествие, в котором были и двухсуточный нон-стоп переход через неспокойные воды Балтики, и посадка на мель в прибрежных шхерах. По закону пиратского жанра за нами гнался катер пограничников – по неопытности мы не обратились к ним с соответствующими позывными при пересечении границы. И под занавес – величественный выход эскадры военных кораблей, спешащих на парад в честь дня ВМФ, который мы на закате наблюдали, стоя на якоре посреди Кронштадтской бухты.
Переместив мою «старушку» в унылые внутренние воды, я остро почувствовал разницу между морским простором и традиционно мутной речной акваторией. Конечно, были не слишком частые выходы под парусом в выходные, зависящие от ветра и свободного времени. Этакие пикники на воде или гонки на приз «местной водокачки». Но не было ощущения настоящего приключения, свободы, простора. А содержание судна – пусть даже маленького и в основном стоящего у причала – оказалось удовольствием недешевым. Но выход нашелся.
НОВИЧОК ИЩЕТ КОМАНДУ
Умные люди от яхтенного бизнеса давно придумали понятие «чартер», что означает аренду судна на оговоренный срок. Чартерные компании есть во всем мире, но россияне обычно предпочитают Грецию, Италию, Хорватию и прочие страны Средиземноморья. Вы получаете подготовленную к плаванию яхту или катамаран, которые нужно вернуть к назначенному сроку в определенном месте (не всегда в месте получения). Разумеется, судно стоимостью в сотни тысяч евро, пусть и при наличии страховки, любому не сдадут. Необходима международная лицензия шкипера – этакий аналог водительских «прав». Так что новичку, у которого ни лицензии, ни опыта, самостоятельное путешествие не доступно. Но в интернете легко найти команду, к которой можно присоединиться. В моем случае это было так. Группа людей, уже побывавших в совместных плаваниях, среди которых был и капитан, способный взять на себя ответственность за судьбу экипажа и судна, искала желающих разделить не только тяготы путешествия, но и чартерного платежа. Мы нашли друг друга – ко всеобщей радости.
Отсутствие опыта у новичков решающего значения не имеет. Обычно чартерные путешествия не требуют серьезной скоординированной работы всей команды. В обычных условиях для управления яхтой достаточно двух человек. Если планируются ночные переходы, потребуется организовать дежурства в две вахты. В каждой вахте достаточно одного опытного моряка, способного идти проложенным курсом и руководить действиями помощника «на подхвате». Вы сами определяете свой статус в плавании. Можно ехать пассажиром (что, конечно, дежурств на камбузе и мытье палубы не отменяет). Или матросом – то есть всем интересоваться, познавать азы мастерства, приставать с вопросами и ненавязчивым предложением помощи к опытным товарищам. Если не будете лезть под руку в неподходящий момент (например, при швартовке или экстренных маневрах), с вами охотно поделятся знаниями и секретами. Яхтсмены в большинстве своем – люди хорошие и открытые.
Чтобы первое морское путешествие не оказалось последним (я не о летальных случаях, их практически нет, а лишь о желании продолжить ходить под парусами!), нужно знать, как выбирать команду, судно и маршрут и подобрать экипировку.
Цена вопроса
Обычно, в зависимости от размера и модели, используемые чартерными компаниями яхты вмещают от 8 до 12 человек. Оплата варьируется от 500 до 2000 евро в неделю с каждого члена экипажа в зависимости от все тех же характеристик яхты, а также дат поездки (в Средиземноморье, например, самыми недорогими периодами являются апрель и октябрь-ноябрь) и аппетитов чартерных компаний (в Греции дешевле, в Италии и Франции – значительно дороже). Плюс затраты на перелеты, питание, топливо, стоянки в маринах. Следует также учесть, что обычно команда «везет» капитана за свой счет.
КОМАНДА
Экипаж яхты – такой маленький социум на воде. Здесь действуют те же правила поведения, что и в социуме на суше. Вам придется 1-2 недели делить относительно небольшое пространство (каюты даже больших чартерных яхт не сравнить с размерами полноценных комнат) с людьми, которых вы до поездки, возможно, даже не знали. Поэтому заранее настройтесь быть доброжелательным и позитивным, любая ваша помощь и доброе слово будут оценены и вернутся к вам. По возможности постарайтесь еще до поездки пообщаться с потенциальными товарищами по команде – хотя бы через интернет, а лучше лично. Хорошо, когда круг ваших интересов и взгляды на жизнь хотя бы частично совпадают. Отдельного рассмотрения требует персона капитана. Нужно понимать, что именно от него в первую очередь зависит успех предприятия. Пообщайтесь с будущим руководителем команды и поинтересуйтесь мнением тех, кто уже плавал с ним (или с ней). И еще важно помнить, что яхта – это территория общения и взаимодействия равных людей, где социальный статус не принимается в расчет. Мне приходилось видеть руководителей банков и заводов, беспрекословно выполняющих не всегда, так скажем, вежливые команды капитана, огорченного их нерасторопностью. Те же люди потом чистили картошку к ужину и мыли палубу. В море ценятся лишь человеческие качества и умения, способные принести пользу маленькому коллективу единомышленников.
ВЫБОР СУДНА
Компетенции новичка в этом вопросе явно недостаточно, поэтому выбор за капитаном. Причем, как правило, задолго до даты отплытия. Тем не менее, обладая некоторыми сведениями о судне, вы можете получить представление о том, в каких условиях будет проходить путешествие, и принять решение о поездке. Чем больше длина яхты, тем она обычно комфортнее: больше каюты, просторнее кают-компания. На большой яхте чаще всего у каждой каюты есть свои туалет и душ. Если это для вас важно, заранее изучите план судна, оговорите, в какой каюте вас разместят. Имейте в виду, что в кормовых каютах значительно меньше укачивает. Меньше укачивает и в кают-компании катамарана, которая, в отличие от кают-компании яхты, имеет панорамное остекление. Это позволяет постоянно видеть горизонт, что вестибулярному аппарату только на пользу. Надо сказать, катамараны просторнее и вместительнее яхт, зато их сильнее качает в штормовую погоду, особенно на короткой крутой волне. Кроме того, аренда и оплата стоянок в маринах для катамаранов существенно дороже, чем для яхт. В целом нужно иметь в виду, что путешествовать в достаточно комфортных условиях можно на судах длиной 47-50 футов.
Когда на море качка
Морская болезнь может порядком отравить радость приключения. Справиться с ней помогут маленькие хитрости: смотрите на горизонт, старайтесь меньше находиться в закрытых помещениях, заранее выбирайте каюту, при качке старайтесь оставаться там только во время сна – в горизонтальном положении. Чай с лимоном и зеленые яблоки тоже помогут переносить обычную качку. Бывалые моряки еще советуют посасывать пару спичек, зажав их между зубами – серными головками наружу, разумеется! Однако в случае серьезного волнения проще выпить таблетку. Важно принять лекарства заранее, чтобы они успели подействовать прежде, чем, по понятным причинам, у вас возникнут трудности с удержанием их в организме. Существуют гомеопатические препараты, которые можно принимать еще до поездки, «тренируя» организм перед лицом грядущих испытаний. За пару недель рекомендуется сесть на диету: выпивать каждый день не меньше 2 литров воды, исключить жирную еду и алкоголь. Кстати, часто морская болезнь проходит уже через несколько дней в море.
МАРШРУТ
Неопытным новичкам нелегко даются многодневные переходы «без берегов». Поэтому для получения первого парусного опыта отлично подходит Средиземноморье. Например, из Афин можно пройти по близлежащим греческим островам. Такой маршрут предполагает короткие (и зачастую только дневные) переходы от острова к острову с ночевками в маринах, без качки. Можно погулять по твердой земле, осмотреть достопримечательности, вкусно поужинать в таверне.
ЭКИПИРОВКА
Бывалые яхтсмены ценят тепло и уют. И поэтому уделяют должное внимание одежде. Как минимум, нужно обзавестись нормальной яхтенной курткой и брюками. Не обязательно, впрочем, покупать топовые модели класса «offshore», предназначенные для очень серьезных штормовых испытаний. Они пригодятся на более позднем этапе вашей морской карьеры. Практически вся современная яхтенная одежда, произведенная известными компаниями, подойдет по качеству. Вопрос только в личных предпочтениях. Не забудьте еще про термобелье и плотную вязаную шапку. Они очень даже могут пригодиться не только в холодных Атлантике и Балтике, но и в теплом Средиземном море – особенно весной или осенью. Если вы собираетесь помогать в работе на палубе, купите яхтенные перчатки (с длинными пальцами!), которые уберегут ваши руки при работе с веревками. Спасательный жилет на первом этапе не понадобится, поскольку все спасательное оборудование в обязательном порядке есть на чартерной яхте.
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Если учесть при подготовке к плаванию все нюансы, высоки шансы, что оно оставит только приятные воспоминания. Возможно даже, что по возвращении вы отправитесь обучаться премудростям яхтенного дела, чтобы получить шкиперскую лицензию. Или вольетесь в команду любителей, которые вместе с профессиональными командами участвуют в очень известных гонках – таких, например, как Les Voiles de Saint-Tropez, Fastnet Race, Rolex Middle Sea Race и даже трансатлантических регатах. И далеко не всегда профессионалам проигрывают!