Умные игрушки

Дети

Бытует мнение, что чем больше у ребёнка игрушек, тем лучше он развивается. Так ли это? Что на самом деле помогает развить детский интеллект?

Пищит и светится

В понимании многих «умный ребёнок» тот, кто умеет читать и писать. Или хотя бы учится этому. Поэтому такой популярностью пользуются всевозможные игрушки, которые позиционируются как «обучающие» – чтению, письму, математике. Выглядят завлекательно: с экранами и кнопками, двигаются, светятся, разговаривают. Востребованы родителями, которые хотят для ребёнка «самого лучшего»,  уже отложили денег на Гарвард и боятся что-то про­пустить и недодать. Да и самому малышу, кажется, нравится жать на все эти клавиши. Глядишь, чему-нибудь да научится.

Вынуждены разочаровать – такого рода игрушки бесполезны, а иног­да и вредны. Нет исследований, которые доказали бы их эффективность. При этом специалисты в области развития детского мозга подчёркивают – до 5 лет учить ребёнка чтению и математике вообще бессмысленно, его мозг к этому ещё не готов. Перед ним сейчас другие задачи, и неподходящие занятия будут отъедать у малыша ресурс и не дадут вовремя сформировать нужные умения и навыки. 

Самое важное в возрасте до 2 лет – общение с заботливыми взрослыми. Мозг ребёнка заточен под обучение в процессе живой коммуникации. Гаджеты и самые навороченные игрушки тут не помогут. Более того, они крадут время, которое могло быть потрачено на то самое общение. Исследования показывают, что аудио- и видеозаписи не помогают детям освоить речь. Более того, малыши, которые смотрят даже лучшие развивающие передачи, начинают говорить позже ровесников, и словарный запас у них скуден. Ещё один момент: кислотные цвета и быстрая смена кадров, типичная для детских видеоигр и анимации, мешают развитию произвольного (то есть осознанно направленного) внимания. В перспективе это может стать большой проблемой.

Опросы среди выпускников американских колледжей показали интересную закономерность: большинство из тех, у кого есть учёная степень в STEM-областях, с детства что-то мастерили – работали по дереву, паяли схемы и т. д. Те, кто сохранил эти хобби во взрослой жизни, чаще других становились изобретателями и получали патенты на свои изобретения.

На стенку лезет

В противовес «обучающим» есть не всегда очевидный тип игрушек, которые действительно делают  детей умнее. Это фитбол, шведская стенка, батут, скакалки и нейро­скакалки, сферы и полусферы, балансировочные подушки, кольца для баскетбола, твистер. Словом, всё, что подвигает больше двигаться, развивает координацию, крупную и мелкую моторику, разные виды восприятия. Движение учит самоконтролю и формирует карту тела, плюс это весело и помогает снять стресс. 

Некоторым родителям может показаться, что, пиная мяч, деточка тратит впустую время, которое мог бы потратить на что-то более интеллектуальное. Что беготня с воплями на детской площадке не поможет ему потом прилично учиться в школе. Однако, судя по данным исследований, беситься и скакать совершенно необходимо, чтобы развивались когнитивные способности. Минимум 2 часа в день активной беготни! Физичес­кие активные дети в возрасте 4–18 лет успешнее справляются с тестами на IQ, у них лучше показатели памяти и внимания. Так что родителям нужно делать всё, чтобы ребёнок больше двигался и получал от этого удовольствие. Это может стать одной из самых полезных привычек на всю жизнь. 

Избыток игрушек рассеивает внимание и может спровоцировать развитие зависимостей в будущем – такого радикального взгляда придерживались баварские учёные, которые в конце прошлого века провели эксперимент «детский сад без игрушек». На три месяца игрушки были вне свободного доступа. 

Детям приходилось играть с тем, что было под рукой. Например, строить шалаши из палок и одеял во дворе. Тесты показали, что за эти три месяца дети стали более изобретательными и научились кооперироваться. Данных, что они потом были менее подвержены развитию зависимостей, нет. Но в некоторых немецких садиках идею до сих пор частично используют – устраивают «дни без игрушек». Правда, есть и те, кто считает это форменным издевательством
над детьми.

Кубики и гравитация

Другой тип игрушек, которым непременно должно найтись место в детской, – конструкторы типа лего и строительные блоки. Они прокачивают пространственный интеллект, а это считается важным показателем, будет ли ребёнок уcпешен в STEM-областях (от англ. Science, Technology, Engineering, Mathematics). Причём важна не только свободная игра с блоками – что в голову пришло, то и соорудил. Очень полезно для ребёнка строить по заданной схеме, хоть
на поверхностный взгляд это и кажется чем-то вторичным и не слишком творческим. Представьте себе, какой сложной может быть задача для трёхлетки составить фигуру по образцу из трёх разных деталей! Нужно одновременно оценить их цвет и размер, соотношение длины и ширины деталей, понять, как именно части расположены по отношению друг к другу. Тесты показывают, с таким заданием могут справиться лишь 40% малышей. 

А если детали при этом распо­ло­жены не в одной плоскости, и того меньше – всего 10%. Да, не у всех есть природные способности в этой области. Хорошая новость: регу­лярные тренировки (то есть короткие серии игровых занятий) улучшают показатели даже у прирождённых гуманитариев. Из прочих достоинств строительных блоков – отработка точности движений, улучшение координации глаз-рука, повышение твор­ческих способностей. Если играть не в одиночку, прокачиваются социальные навыки и речь. Кроме того, даже простые игры с кубиками помогают продвинуться в понимании физической сути вещей. Построил башню, сломал башню – осознал гравитацию.

Бродилки и стратегии. Всевозможные настольные игры – это в первую очередь хороший вариант семейного досуга. А ещё они учат общаться, рассуждать, мыслить критически, просчитывать варианты и решать проблемы. Кстати, обучение критичес­кому мышлению учеников в средней школе повышает их IQ. А обычные «бродилки», где бросают кубик и передвигаются по полю на нужное количество шагов, помогают детям развить «чувство числа», которое потом очень пригодится на уроках математики. 

Непростая палка

Есть ещё одна важная категория игрушек, без которой ребёнку будет сложно расти умным, креативным и, что ничуть не менее важно, счастливым. Как правило, они ничего не стоят, но могут стать основой сотен игр. В Национальном музее игрушек Стронга (США), где собрана внушительная коллекция, есть Зал славы, куда попадают только изб­ранные. Авторитетные эксперты из десятков вариантов каждый год выбирают несколько самых значимых вещей, которые оказали огромное влияние на жизнь об­щества в целом. И вот что интересно – в этом зале с лего, Барби, «Монополией», твистером и Мишкой Тедди соседствуют бумажный самолётик, одеялко, картонная коробка и обыкновенная палка. И это неслучайно – на Западе в тренде так называемые «игрушки открытого типа». Звучит загадочно, но на самом деле всем это хорошо знакомо – лужи, песок, камешки, пуговицы, газеты, мяч, всё те же строительные блоки. Словом, всё, что не предполагает конкретных действий и схем, а даёт ребёнку полную свободу придумывать, пробовать, ошибаться. Главная задача родителя – следить за безопасностью, но не вмешиваться. Если удастся взять себя в руки и не приставать с советами «а смотри, как ещё можно», то ребёнок сам заново изобретёт велосипед из втулок от туалетной бумаги. Или что там ещё будет у него под рукой. Понимание этого, вполне возможно, убережёт вас от траты времени и нервов на очередную поделку «из природных материалов» для садика. Сам, деточка, сам!

Свободная игра, в которую не вмешиваются старшие, – лучший развивающий процесс, который только можно придумать, для дошкольников. Поощряя занятия, которые захватывают детей целиком, вы делаете их будущее более осмысленным и счастливым. Именно это учит их входить в состояние потока – то есть заниматься чем-то с полным погружением и удовольствием. 

Игрушки открытого типа

На улице: вода, песок, палки, грязь, мох, трава, жёлуди, шишки, ракушки, перья, камни, листья, сосновые иглы.

На площадке: мячики, скакалки, обручи, мел, лопатки, формочки и ведёрки, верёвки, резинки
и ленточки.

Дома: кубики, куклы, зверюшки, пуговицы, катушки, пластиковые бутылки, краски, кинетичес­кий песок и т. д.

Игрушки: когда и какие

0–3 года 

Ребёнку нужно хватать всё, до чего дотянется, постоянно слышать речь (чтение книг – наше всё), лазать по спорткомп­лексу, кидать мячик, собирать мозаику и лего, строить дома из блоков, рисовать пальчиковыми красками и лепить из теста.

3–5 лет 

Период развития креативности и творчества. Среди игрушек появляются цветная бумага, краски, карандаши. Плюс всё, что нужно для ролевых игр: наборы зверей, маски, карнавальные костюмы и др. Также приходит время для нескучных настольных игр. 

5–7 лет 

Детский мозг дозревает до шашек и шахмат, игр-стратегий. Пора покупать наборы для научных опытов.

Вам также может понравиться

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это огромная проблема, которую нелегко решить. …

23 ноября 2022 г.

Раннее плавание позитивно воздействует на организм ребёнка.        

15 ноября 2022 г.

Почему дети становятся «часто болеющими» и как правильно лечить детские простуды – разбираем типичны …

14 ноября 2022 г.