С тех пор, как мои дети пошли в школу, с сентября по май я ежедневно наблюдаю реалити-шоу «За столом». Придя домой, через час отдыха они садятся за уроки; встают в лучшем случае перед ужином, в худшем – еле успевают посмотреть вечерние мультфильмы. Дни, на которые приходятся занятия в кружках и секциях, самые тяжелые: выполнение уроков затягивается затемно, поэтому мы стараемся, чтобы они делали задания на эти дни заранее. А значит, ложились еще позже. В какой-то момент пришлось перенести кружки на выходные. Неудобно, но выхода нет.
Да, мои дети учатся в гимназии — но и не в серьезной спецшколе. Общаясь с другими родителями, с ужасом понимаю, что у нас далеко не худший вариант: у некоторых домашние задания доделывают после полуночи папы и мамы. Одна коллега перевела ребенка в школу намного дальше от дома, только потому что там меньше задают на дом. Многие задания открыто превращаются в соревнования между родителями. Второклассник просто не может за несколько дней самостоятельно сделать компьютерную презентацию или найти в интернете информацию и картинки на тему войны 1812 года, распечатать, вырезать и сделать постер. Точнее, может, но криво и грязно, так что получит от учителя замечание, — а родители одноклассников все сделают идеально, и их дети выиграют конкурс.
Вспоминаю свои младшие классы: в первом были исключительно прописи, в последующих посложнее, но я никогда не тратил на домашние задания более 2 часов. Сегодня такое в принципе невозможно. Мы сдавали первый экзамен в 9 классе; сейчас во многих школах экзамены каждый год. Из моего класса почти все поступили в ВУЗы, получили профессию, а некоторые и научные звания. При этом у нас было время, чтобы заниматься спортом, читать книги — не те, которые задали, а те, которые выбираешь сам, — гулять, наконец.
Мне кажется, наша система среднего образования, особенно в крупных городах, в какой-то момент утратила связь с реальностью и стала школой ради школы. Подобная проблема характерна для среды, где есть ощущение важности своего дела, а общение ограничено кругом единомышленников. В медицине бывает, что тезис «операция ради пациента» невольно подменивается на «операция ради операции»; в обороне «армия ради защиты населения» превращается в «армия ради войны». Невидимую грань легко перейти, и тогда все становится с ног на голову. Особенно если примешивается лукавство статистики и дух межрайонного соревнования. «Больше всех золотых медалей в округе!». «Лучшие цифры по успеваемости в квартале!». А в остатке — синяки под глазами, бессонные ночи, плохое настроение и расшатанные нервы.
Сын-девятиклассник моих немецких друзей приходит из школы не позже 13.30, обедает и идет в футбольную секцию. На дом практически ничего не задают. Родители девятиклассников, во сколько ваши дети приходят домой? Много ли времени у них остается на спорт, рисование, музыку? И кстати, где наша и где немецкая футбольные сборные?
Не то чтобы у нас было совсем плохое образование. Мы получили в наследство сильнейшую земскую систему, превратившуюся в не менее сильную советскую. Но сегодня в обществе зреет недовольство сверхзагруженностью детей. Сумасшедший марафон начинается в первом классе и выливается в истерический финиш 11 класса — с ЕГЭ, нервными срывами у детей и инсультами у родителей. Среди наших читателей есть чиновники образования, директора школ, учителя. Было бы здорово, если бы они задумались: не задаем ли мы лишнего? так ли важны для школьника все эти бесконечные задания?
Уверен, что проблему нельзя решить исключительно сверху, в приказном порядке. Только от учителя, первого и главного ответственного за ребенка можно услышать слова: «Дети, сегодня заданий не будет, разгрузочный день. Зато завтра более интенсивно поработаем на уроке». Отпустить, чтобы вернулись. Проиграть битву, чтобы выиграть сражение.