Англичанка Эмма Кристоферсен увлекалась спортом, и в свои 28 уже зарабатывала достаточно денег, чтобы позволить себе слетать на Олимпийские игры в Сиднее. Но когда девушка возвращалась в Лондон из своего трехнедельного путешествия, в самолете она почувствовала себя плохо. Эмма кое-как дождалась посадки, но потеряла сознание в зале прибытия и скончалась по дороге в больницу.
Эмма – самая известная жертва тромбоза глубоких вен. Сгусток крови, сформировавшийся в ее ноге, оторвался от стенки сосуда и достиг легочной артерии. Это нарушило нормальный процесс газообмена между кровью и легкими и привело к смерти.
Само по себе образование сгустка крови может протекать бессимптомно либо сопровождаться, резким отеком голени или бедра, болезненным уплотнением по ходу подкожных вен. Если вы не в самолете, при этих симптомах надо срочно обратиться к врачу, который проведет необходимые исследования сердечно-сосудистой системы и подберет нужный препарат с минимумом побочных эффектов.
Иногда тромб рассасывается сам, не оставляя последствий, или остается в вене на неопределенный срок, никак себя не обнаруживая. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств он может не только вызывать боль в конечности, но и оторваться от стенки сосуда, начать двигаться с током крови и в конце концов нарушить кровообращение в легких.
По данным исследователей из университетского госпиталя Падуи, легочная эмболия в результате тромбоза глубоких вен – это одна из наиболее распространенных причин внезапной смерти. Именно от нее погибает 20% людей, которые считались здоровыми.
Все дело в цене на билет?
Журналисты, писавшие об Эмме, активно использовали выражение «синдром эконом-класса». Речь идет о том, что недорогие билеты на самолет подразумевают малое расстояние между рядами кресел. Это лишает человека возможности двигать ногами или просто вытянуть их и в случае длительного перелета ведет к тромбозу глубоких вен.
Однако в 2012 году врачи Американской коллегии специалистов в области торакальной медицины, самой авторитетной организации по изучению легочной тромбоэмболии, опубликовали официальное заявление. Они постулировали: нет никаких оснований ассоциировать тромбоз глубоких вен с полетами в эконом-классе. Ему в равной степени подвержены и пассажиры бизнес-класса, а также те, кто предпочитают автобусы, автомобили или поезда – или вовсе сидят дома.
Исследователи перечислили девять факторов, которые повышают риск тромбоза глубоких вен:
- предшествующая история подобных заболеваний;
- онкология;
- недавняя хирургическая операция или травма;
- неподвижность;
- возраст (чем старше – тем выше риск);
- прием эстрогенов (включая оральные контрацептивы);
- беременность;
- лишний вес;
- в случае путешествий, место у окна.
Садитесь в проходе
Рекомендация не сидеть у окна звучит еще удивительнее, чем совет покупать билеты в бизнес-класс. Как нашим венам может помешать то, что мы наслаждаемся видом облаков? Оказывается, дело в том, что мы все – воспитанные люди и не хотим беспокоить соседей. Поэтому, даже если ноги затекут и пассажиру захочется пройтись, он воздержится от исполнения этого желания – и хорошо, если это пройдет без последствий. Врачи утверждают: ваше здоровье важнее, чем комфорт соседей. Гуляйте по салону каждый час. Когда сидите – двигайте ногами: совершайте круговые движения ступней, шевелите пальцами.
Риск болезни меньше у людей, которые в принципе ведут подвижный образ жизни, что способствует хорошему кровообращению. Непосредственно во время полета рекомендуется пить больше жидкости (воды, сока) и избегать употребления алкоголя. При обезвоживании организма кровь сгущается, это повышает риск образования тромбов.
Комментарий эксперта:
Роман Юдин, доктор медицинских наук, сосудистый хирург, флеболог, главный врач клиники WikiMed, эксперт «Школы Варикоза» (Москва)
В самом деле, речь идет не об «эконом-классе» как таковом, а о путешествиях и длительных перелетах – «синдроме путешественника». Действительно при увеличении дальности беспосадочных перелетов, если человек сидит дольше трех часов, существенно возрастает риск возникновения тромбоза глубоких вен (ТГВ) даже для здоровых людей. Коварство ТГВ в том, что в 25% случаев оно развивается бессимптомно – человек может сидеть и не знать, что у него развился тромбоз, казалось на фоне полного здоровья, с возможным последующим летальным исходом. Что мы и увидели из истории с англичанкой Эммой Кристоферсен.
Длительные перелеты сопряжены с высоким риском тромбообразования (спонтанные тромбозы) в связи с тем, что работают сразу несколько факторов, основные – длительная неподвижность, перепады атмосферного давления, нередко обезвоживание (особенно если летаем в жаркие страны).
Риск тромбоза глубоких вен возрастает кратно у людей, входящих в группу риска – люди с венозными проблемами, возрастная категория, беременные и прочие, перечисленные в статье.
Осознанно понимая повышенный риск возникновения ТГВ, мы должны противопоставить этому определенные действия:
- Если перелет более трех часов каждый час вставайте и прогуливайтесь по салону, надевайте компрессионный трикотаж (чулки, гольфы, колготки), если нет возможности вставать время от времени приподнимайте ноги с пятки на носок (педальные движения). Ускорить ток крови по венам поможет глубокое и брюшное дыханье.
- Употребляйте в полете достаточное количество жидкости, исключив алкоголь, который способствует состоянию обезвоживанию.
- Выполняйте текущие рекомендации врача. Для возрастной группы, например, прием аспирина и пр.
Также надо помнить, что у людей с варикозным расширением вен ухудшение может наступить не только во время перелета, но и вообще в сезон отпусков. Улучшить кровообращение на уровне венозных капилляров, защитить стенку вен от повреждения медиаторами воспаления, уменьшить отечность тканей помогают препараты венотоники, такие как венарус. Проверенная годами комбинация на основе диосмина с гесперидином, позволяет достичь хороших результатов в виде уменьшения болей и судорог, улучшает функцию внутренней стенки сосудов, стимулирует отток лимфы, что позволяет успешно бороться с отеками ног, в том числе и при «синдроме путешественника». Учитывая накопительный эффект препарата рекомендуется регулярное курсовое лечение – два курса в год, весной и осенью в течение 2 месяцев по 2 таблетки в день.