Как вырастить успешного и умного ребёнка

Дети

Лайфхаки для родителей

От генетики зависит не только IQ…

Всем нам при рождении природа, говоря словами нейробиолога Вячеслава Дубынина, сдаёт разные карты. Иногда, как в покере, выпадает «флеш-рояль» — ребёнок рождается с комбинацией генов, которая делает его если не гениальным, то одарённым. От генетики зависит не только память, способности к абстрактному и пространственному мышлению, но и другие качества — стремление к лидерству, любопытство, музыкальность, выносливость и сила, умение быть эмпатичным и выстаивать социальные отношения и т. д.

Кому-то с генами везёт, кому-то не очень. Однако, судя по данным исследований, хорошие гены — это только возможности, а вот как они будут реализованы, зависит от семьи, социума, образования и некоторых других не вполне очевидных вещей. Например, грудного вскармливания — оно, оказывается, добавляет около 5 пунктов к изначальному IQ. Эти же дополнительные факторы помогут продвинуться человеку со скромными от природы способностями.

Грудное молоко содержит казоморфины – опиоидные пептиды, которые позитивно влияют на ребёнка, в частности подпитывают его стремление быть ближе к маме, снижают тревожность и стимулируют развитие мозга.

В этом плане показательны результаты эксперимента, который ещё сто лет назад затеял американский психолог Льюис Терман. С помощью тестов на интеллект он с коллегами отобрал полторы тысячи самых одарённых детей и потом десятилетиями следил за их судьбой. Многие из умников действительно преуспели. Правда, Нобелевскую премию ни один не получил. Зато получила парочка «неудачников», которых по результатам тестов в умные не взяли — это физики Уильям Шокли и Луис Альварес. Но были и те, кто при своём замечательном IQ ничего не добились и жили обычной жизнью середнячков. Проанализировав полученные данные, учёные вывели формулу успеха: гены + мотивация, уверенность в своих силах и настойчивость.

МАМА ИЛИ ТИГР?

И вот что интересно — формула успеха работает, даже если исключить из неё «флеш-рояль»! В своё время много шума наделала книга «Боевой гимн матери-тигрицы».

Её автор, китаянка Эми Чуа, профессор Йельского университета, мать двух дочерей, честно рассказала, как сделала из своих детей вундеркиндов и чем китайский подход к воспитанию отличается от западного. «Западники» больше ориентируются на врождённые способности детей и часто идут у них на поводу, не настаивая и не подгоняя. Был бы счастлив и доволен! Китайский стиль принципиально другой — максимальная жёсткость, нацеленная на результат. Счастье — вещь слишком эфемерная, чтобы на него ориентироваться. Вместо него железный принцип: нет неспособных — есть ленивые.

Жизнь ребёнка расписана по минутам. Никаких посторонних занятий, кроме хобби, которое тоже выбирают родители. Пусть другие тратят время на глупости вроде дней рождения одноклассников и школьные спектакли — он будет решать задачи и заниматься, скажем, музыкой. Даже в каникулы. Потому что без постоянной практики не будет результата. И вообще — конкуренты из других таких же упорных семей не дремлют. А наш должен быть лучшим, иначе стыд и позор, зря что ли мы тратим на всё это столько сил, денег и нервов.

Эми рассказывает, что её старшая дочь Софи играет на фортепиано с 3 лет, и каждый день после работы мать часами сидела с девочкой за инструментом. Контролируя каждое движение, крича, шантажируя и запугивая. Всё ради идеального звучания! Софи действительно добилась потрясающего успеха — в 14 лет её пригласили сыграть в Карнеги-Холле. Для Эми это был момент триумфа, который искупил все издержки, включая ссоры в семье и следы зубов на клавишах, оставленные маленькой Софи.

Однако со второй дочерью Лулу всё пошло не так — она по настоянию матери играла на скрипке и тоже снискала славу вундеркинда, однако потом взбунтовалась, забросила музыку и переключилась на теннис. Запретив при этом Эми приближаться к корту. Мать-тигрица с трудом, но приняла это условие. И тут же принялась строить планы о дополнительных тренировках, рейтингах и турнирах.

Определённого «гена гениальности» не существует. На сегодня известны несколько сотен генов, которые делают человека одарённым. Одни влияют на то, как в пренатальный период «собирался» мозг. Другие – на уровень нейромедиаторов, регулирующих связи между нейронами. Третьи – на сбалансированность работы отдельных зон мозга. Значение имеют метаболизм, уровень некоторых гормонов, особенности работы нервной системы. 

Главный козырь «тигриного» воспитания —  обращать внимание не на врождённые способности, а на приложенные усилия.

У каждого в окружении есть человек, который когда-то подавал большие надежды, но потом что-то пошло не так.

Китайцев с детства приучают к мысли, что главное — это труд, и он рано или поздно окупится. А базис всему, как это определяет та же Эми Чуа, — «чрезвычайно требовательные, но любящие родители». Они не просто ставят перед детьми высокую планку — они уверены, что те возьмут высоту. Надо лишь подтолкнуть, настоять, заставить. И если в западном варианте такое воспринимается как насилие над личностью, китайцы считают это долговременным вложением в будущее. Западная снисходительность представляется им неверием в возможности собственных детей.

Интерес к китайскому стилю воспитания подогревает опыт американцев китайского происхождения, которые непропорционально часто получают высшие баллы по математике и выигрывают национальные стипендии за заслуги.

Наука тоже доказывает преиму­щества ежедневного труда над врождёнными способностями. Однако это ещё не означает, что авторитарный стиль эффективнее других. Во-первых, много свидетельств, что есть дети, которые в ситуации тотального давления ломаются и теряют способность к обучению. Во-вторых, есть данные, что авто­ритаризм вызывает эмоциональные проблемы и снижает общий уровень благополучия. Счастье, может быть, и неуловимо, однако базовые потребности человека в отдыхе, безопасности, социальной адаптированности и свободе никто не отменял. В-третьих, есть предположения, что «тигриный» стиль несовместим с развитием креативности и дивергентного мышления.

Дети, которых хвалят за природный интеллект, больше беспокоятся о своём имидже «умников», боятся сделать ошибку и поэтому часто отказываются от выполнения трудных задач, выяснили психологи. Напротив, те, кого с самого младшего возраста хвалили за попытки что-то сделать, в школе показывали стремление учиться и расценивали сложные задания как способ прокачать интеллект. 

И в целом лучшие результаты даёт не авторитарный, а авторитетный подход. В чем разница?

Авторитетное воспитание тоже предполагает высокие стандарты и требования.

И здесь ребёнку скажут, что неудача не означает «не дано и не надо», и будут подвигать больше заниматься, тренироваться и вникать в тему. Однако родители при этом не пугают, не позорят и не манипулируют. Они стараются мирно замотивировать и договориться с ребёнком. Это работает, если старший тепло и доверительно общается с младшим. Но не на равных, а с позиции сильного заботливого взрослого, который ведёт и указывает путь. И, во-первых, сам знает, куда идёт, а во-вторых, учитывает мнение ребёнка, его желания и наклонности. Авторитетное воспитание, подтверждают исследования, проведённые в Северной Америке, в Пекине и на Тайване, повышает у детей уровень самоконтроля и снижает риск эмоциональных проблем. Надо учитывать, что термины «китайский» и «западный» относительно систем воспитания достаточно условны. А также разницу в менталитете. Строгие китайские родители могут тепло общаться со своими детьми. И те будут считать их строгость проявлением любви и заботы. А в западных семь­ях не редкость холод и отчуждение, когда папам и мамам просто некогда или всё равно.

Ещё одна важная деталь — в окружении американцев китайского происхождения, скорее всего, будут сверст­ники, тоже замотивированные учиться. Тогда как в среде западных подростков умник часто получает статус ботана и становится предметом насмешек или буллинга.

Лайфхаки для родителей

Как видим, в успехе нет ничего магического. Только немного везения от природы и много работы потом. Как поддержать ребёнка и научить его учиться? Вот несколько советов от психологов и нейробиологов.

  • Задачи должны быть достаточно сложными, но выполнимыми – тогда детям будет трудно, но интересно. Оптимальный баланс между двумя составляющими способствует выработке положительных эмоций и поддерживает мотивацию заниматься.
  • Хвалите ребёнка не за то, что он умный, а за то, что хорошо потрудился.
  • Учите навыкам самоконтроля: умение контролировать своё внимание и справляться с эмоциями – одна из самых ценных вещей, которую мы можем дать своим детям (и хорошо бы сначала научиться этому самим, что правда, то правда). Давно известна связь между умением контролировать себя и академичес­кими успехами.
  • Больше движения! Тесты показали, что школьники лучше учатся, если трижды в неделю бегают кроссы по полчаса. Вместо бега может быть любая аэробная нагрузка, улучшающая приток кислорода к мозгу. Не пренебрегайте фитнесом – он действительно повышает когнитивные способности.
  • Учите ошибаться. Если ошибка для ребёнка – признак его некомпетентности, то каждая будет подрывать его мотивацию и уверенность в себе. Напротив, дети, которые знают, что ошибки – важная часть обучения, а «разбор полётов» – хорошая тренировка для ума, умеют извлекать из них максимум пользы.

Вам также может понравиться

Если вас настиг аллергический ринит, ждать, что он, как в расхожей поговорке про насморк, пройдет са …

26 апреля 2024 г.

И выстроить надежные и безопасные отношения со сверстниками

23 апреля 2024 г.

Почему дети болеют и как им помочь быстрее поправиться?

10 апреля 2024 г.