ТИПИЧНЫЕ ЛОВУШКИ
Работающая мама рискует угодить в три типичные психологические ловушки.
Ловушка первая: чувство вины
Некоторые женщины убеждены: хорошей мамой может называться только та, которая свою жизнь посвящает ребенку. Не имея возможности это сделать, они чувствуют свою ущербность. Поэтому время, которое они проводят с детьми, тратят не на полноценное общение, а на искупление вины: повинуются ребенку, выполняют все его желания, подчиняются его капризам…
Последствия. Во-первых, так вы вырастите эгоиста и вдобавок создадите у ребенка образ мамы как обслуживающего персонала. Во-вторых, ориентируясь только на желания своего чада, вы ему многого недодадите. Ребенок, решающий, как провести выходные, видит довольно ограниченную перспективу: обед в "Макдоналдсе", покупка новой видеокассеты… Вы можете предложить гораздо больше: сходить на выставку, в музей, научиться что-то делать своими руками…
Профилактика. Когда чувство вины одолевает вас, вспомните, что вы человек, а не биоробот, предназначенный для обслуживания ребенка. Отдавать каждую минуту жизни детям – значит не жить собственной жизнью.
Ребенок, особенно подросток, гораздо счастливее, если его мать – интересный и состоявшийся человек.
Ловушка вторая: недоверие к людям
Конечно, контролировать, как себя ведет няня или воспитательница, необходимо. Но ваше общение с ребенком не должно сводиться только к такому контролю. Иначе оно превратится в сплошную проверку: что сегодня читали, почему то или иное не сделали…
Другой вариант неправильного поведения мамы – вместить в вечерние полтора часа свободного времени как можно больше развивающих игр, умных книг, общения на английском языке, то есть компенсировать то, что, по ее мнению, недодали ребенку воспитатели.
Последствия. Вы не сразу заметите, что сын или дочь, которые вначале охотно делились своими открытиями и успехами, теперь тяготятся подобными расспросами. Нарастает отчуждение. Может пострадать самооценка ребенка: "Мама считает, что меня плохо воспитывают, наверное, я действительно плох". Может появиться безответственность: "В моих недостатках виноваты те, кто меня учил и воспитывал". Со временем в список виновных обязательно войдет и мама. Наконец, от бесконечных развивающих занятий ребенок просто устает.
Профилактика. Убедившись, что няня или воспитательница добросовестно делает свое дело, расслабьтесь. Не пытайте ребенка – пусть сам рассказывает, что сочтет нужным.
Ловушка третья: ревность
Вам больно смотреть, как нежно прощается малыш с уходящей няней, слушать, с какой радостью он ее вспоминает? Осторожно – есть риск начать негласную борьбу: тратить время не на то, чтобы с удовольствием общаться с ребенком, а на то, чтобы быть лучше няни. Рассказать сказку поинтереснее, сыграть в более веселую игру, а при случае и развенчать няню в глазах воспитанника…
Последствия. Ревность никому не прибавит душевного комфорта. Ребенок все почувствует и станет скрытничать, начнет играть на вашей слабости, используя имя няни именно в те минуты, когда захочет чего-нибудь от вас добиться.
Дальше – больше: ревность заставит вас неоправданно часто менять нянь, гувернанток, школы. Это отбирает массу сил и времени – того самого драгоценного времени, которого не хватает на общение с ребенком. Да няни и сами будут отказываться от работы в такой семье. В первую очередь – хорошие и добросовестные.
Профилактика. Во-первых, признайте: вам повезло, у вас отличная няня, ребенку с ней хорошо! Многие мамы от души бы вам позавидовали. Во-вторых, посоветуйтесь с психологом: почему вы считаете, что малыш вас любит меньше няни? Может, вы ждете от него такой всепоглощающей любви, которая заменит любовь всех других людей? Вот этого ребенок действительно дать не может.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
Золотое правило занятой мамы: старайтесь тратить те короткие часы и минуты, которые вы проводите с ребенком, на то, что можете дать ему только вы.
• Главное – чтобы ребенок чувствовал, что вы верите в него, понимаете и сочувствуете. Для этого прежде всего нужно уметь его слушать. Не перебивайте, покажите свое сочувствие. Только после этого можно обсудить, как лучше поступить в той или иной ситуации. Не навязывайте советов, иначе ребенок перестанет делиться с вами. Поставьте себя на его место: что вы почувствуете, когда близкий человек, даже не дослушав до конца, скажет что-то вроде: "Не знаю, чего ты мучаешься. Тоже мне проблема"?
• Только вы можете научить ребенка видеть мир вашими глазами. Хотите иметь взаимопонимание и согласие по важным вопросам? Показывайте ребенку мир со своей точки зрения. Познакомьте со своими увлечениями и ценностями, сделайте так, чтобы часы, проведенные вместе, были ему приятны.
• Ребенка можно и нужно баловать. Время от времени позволяйте подольше посидеть с вами после того, как наступило время идти спать, покупайте желанную игрушку, в особых случаях разрешайте пропустить школу…
НЕ ЗАБУДЬТЕ О СЕБЕ
Обязательно приучайте детей к тому, что и вас надо баловать. То и дело говорите: "Ой как сладенького захотелось! Сбегай-ка за пирожными"; "Принеси, пожалуйста, телефон, так не хочется вылезать из-под пледа"…
Правильное баловство, которое делает детей лучше, отличается от неправильного одним: все участники понимают, что делается нечто исключительное и только потому, что любящий сам этого хочет. Нет ничего плохого в том, что уставшая после работы мама готовит детям чай с пирожными и несет его прямо в комнату. Но неправильно, если она считает себя обязанной делать это.
Чтобы дети не воспринимали такие знаки любви как должное, не превращайте исключительные события в регулярные: "Да, вчера было можно, а сегодня нельзя. Почему? Вчера мне так хотелось, а сегодня не хочется. Разве лучше никогда тебя не баловать?"
И главное – будьте готовы: даже при идеальных отношениях между родителями и детьми случаются периоды напряженности и взаимных неудовольствий. Ваша занятость тут ни при чем – главное, чтобы нашлось время уладить проблемы и помириться.