Зачем играть в игры?

Психология

 Настолки, интеллектуальные квизы, захватывающие квесты, боулинг, пейнтбол… Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Несмотря на развитие цифровых технологий, настоящие живые игры остаются популярными.

Игра — важная часть бытия, которая остается такой в течение всей жизни человека. И хотя взрослые игры отличаются от детских большей осознанностью, играть одинаково полезно в любом возрасте. Это не только способ интересно провести время, но и сделать себя чуточку лучше, как физически, так и ментально.

Снова ты играешь!

Если посмотреть на ребенка со стороны, кажется, что он все время играет. И это так и есть. К сожалению, многие взрослые недооценивают важность такого поведения ребенка, и даже ставят ему это в упрек (мол, снова ты играешь, занялся бы чем-т о полезным!). Между тем, игра имеет решающее значение для его развития и обучения. Благодаря богатому сенсорному опыту, полученному в процессе игры, у детей формируются новые нейронные связи, закладывается прочная основа для когнитивного, эмоционального и физического роста.

На эту тему написано множество научных статей и книг, например, «Мозг, который любит играть». Даже самые, на первый взгляд, глупые и неконструктивные игры обладают огромным потенциалом! Помните, как вы в детстве строили замок из подушек? В университете Колорадо было показано, что такие, казалось бы, простые забавы учат детей самостоятельно устанавливать цели и добавиться их, тренируют концентрацию внимания и контроль. В процессе игры дети учатся фокусировать внимание, планировать, анализировать и принимать решения — часто весьма нестандартные. Таким образом, у маленького игрока одновременно развивается и логическое, и творческое мышление. Ценнейшие навыки для будущей жизни.

 

Пусть победит сильнейший

Игра, с позиции эволюции, служит своего рода тренировкой навыков выживания. Весьма показательно, что играют не только человеческие детеныши, но и многие представители животного мира, в особенности млекопитающие. Наверняка, вы не раз видели, как котики гоняются за солнечным зайчиком, а собаки за косточкой. Но и у птиц, и даже у некоторых рептилий можно наблюдать элементы игрового поведения. Зачем они играют? Во-первых, это помогает оттачивать «приемы», которые будут полезны в будущем (в том числе общения, если речь идет о социальных животных), а также способствует развитию физической формы, скорости реакции, ловкости и координации движений. Аналогичные бонусы получают дети, бегая, прыгая, лазая по деревьям или играя с мячом.

 

Пойдем погоняем мяч!

Согласно данным, полученным в Атлантическом университете Флориды, в современном мире наблюдается тревожная тенденция к сокращению подвижных игр. Во многом это происходит по вине родителей, которые стремятся защитить детей от рисков «праздного шатания». Однако, по мнению ученых, это может негативно повлиять на психическое здоровье школьников.

Лишившись «дворовых» подвижных игр с элементами риска и возможностью проверить свои силы, дети становятся менее уверенными в себе и не стрессоустойчивыми. Для того, чтобы ребенок вырос хорошо приспособленным к реальной жизни, ему необходимо постоянно расширять возможности для самостоятельной деятельности. Ему нужно чувствовать, что он в состоянии справиться с настоящими испытаниями. А еще активные игры укрепляют иммунитет, что позволяет быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

 

На одной волне

Не менее ценно то, что наряду с адаптивностью у ребенка благодаря играм, особенно коллективным, совершенствуется коммуникационные способности. В отличие от цифровых игр, «живые» игры требуют физического присутствия, что помогает создавать реальные и более глубокие связи между людьми. Обсуждение правил, разрешение конфликтных ситуаций, определение победителя – все это способствует успешному становлению навыков общения со сверстниками и развитию эмоционального интеллекта.

Игры хорошо сближают не только ровесников, но и укрепляют связи между детьми и взрослыми, создавая благоприятную атмосферу в семье. В процессе игры дети учатся сотрудничать с другими людьми, понимать их чувства и, что не менее важно, управлять своими эмоциями.  А сталкиваясь с первыми поражениями, они тренируют эмоциональную устойчивость, которая очень пригодится в дальнейшем. Важно подчеркнуть, что для некоторых детей с особенностями развития игра становится едва ли не единственным приемлемым способом общения с окружающим миром.

 

Игра по своим правилам

В последнее время нейропсихологи стали все чаще и чаще использовать сюжетно-ролевые, групповые и просто настольные игры для лечения депрессии, тревожных расстройств, посттравматического синдрома или коррекции врожденных особенностей поведений. Причем игровой поход успешно зарекомендовал себя как в работе с детьми, так и со взрослыми. Он позволяет людям расслабиться, снизить уровень тревожности, отвлечься от проблем реальной жизни и выразить свои чувства альтернативным способом.

Это особенно важно для тех, кто испытывает трудности в обычных коммуникациях, как, например, при расстройстве аутического спектра (РАС). Недавно ученые из Плимутского университета в Великобритании провели сравнительный анализ людей, наиболее часто играющих в настольные игры. Среди лидеров оказались люди с РАС: для них «настолки», такие как Dixit, приобрели значение настоящей отдушины. Игра подарила им возможность безопасным образом попробовать себя в новой роли и повысить самооценку.

 

 

Социальный клей

Во взрослой жизни игры продолжают выступать в роли «социального клея», именно поэтому опытные руководители компаний в качестве досуга для тимбилдинга обычно предлагают работникам дружно сходить на квиз (благо, выбор огромен) или поиграть в «Мафию». Хорошо объединяют и вырабатывают командный дух подвижные игры на природе, активные квесты в стиле «Форт Боярд», боулинг, пейнтбол или дружеский футбольный матч. На таких мероприятиях человеку дается возможность по-новому взглянуть на себя и своих коллег, укрепить чувство принадлежности к группе.

А для некоторых это становится толчком и мотивацией для того, чтобы продолжать заниматься физической активностью. Неслучайно сейчас стало доброй традицией устанавливать на территории школ, университетов и даже офисных зданий мини-футбольные или баскетбольные площадки. Ведь так можно легко «убить двух зайцев»: и людей объединить, и об их здоровье позаботиться: групповые спортивные игры – хороший вариант профилактики гиподинамии, ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и проблем с психикой.

 

Учиться через игру

Игра является увлекательным и эффективным методом обучения. Многие образовательные платформы в игровой форме помогают детям осваивать новые знания в области математики, языков, науки, программирования, учат рисовать и даже играть на музыкальных инструментах. Кстати, взрослые тоже с удовольствием пользуются подобными возможностями.

Еще одним прекрасным игровым источником обучения служат настольные игры, такие как шахматы, домино, «Монополия», «Эрудит» и пр. Ученые из Мичиганского государственного университета обнаружили, что дети, которые регулярно играют в «настолки» и собирают паззлы, чаще других демонстрируют нестандартные, творческие подходы к решению задач. А в других исследованиях было показано, что они отлично повышают концентрацию внимания, улучшают память, развивают критическое мышление и логику, навыки планирования, увеличивают словарный запас.

 

Недетские игры

Игры играют важную роль в обучении сложным навыкам стратегии и анализа информации. Некоторые из них даже были придуманы именно для этого. Например, «Крысиные бега», разработанные известным бизнесменом Робертом Кийосаки для того, чтобы обучить пользователей финансовой грамотности и инвестированию. В этой игре нужно выбирать между немедленным вознаграждением и долгосрочной выгодой в условиях неопределенности, риска и ограниченных ресурсов, и то, как это делают люди, имеет свои нейробиологические механизмы. Их изучает нейроэкономика – наука на стыке экономики, нейробиологии и психологии.

Ученые выяснили, что, когда мы принимаем решения, в нашем мозг активируются различные зоны, в зависимости от того, с каким типом выбора мы сталкиваемся. Например, когда человек решает, брать ли сразу небольшую награду или ждать большего вознаграждения в будущем, активируются области мозга, связанные с мотивацией, в частности, поясная кора. А в ситуации, когда игрок сталкивается с моральными или этическими дилеммами, активируются области, отвечающие за эмоции и моральные суждения, такие как амигдала и префронтальная кора.

 

Ложка дегтя

Словом, как ни крути, от игры одни сплошные плюсы. Они укрепляют социальные связи, развивают стратегическое мышление и способность решать проблемы, и заодно удовлетворяют природную потребность в конкуренции и стремлении к успеху. А еще игры приносят значительную пользу для психического здоровья. Играя, люди расслабляются, получают удовольствие и отдыхают от повседневной рутины. Однако, если человек начинает использовать игру как основной способ общения и отдыха, существует риск развития психологической зависимости. Например, если человек сильно привязан к компании, в которой играет в «Мафию» или «Что? Где? Когда?», он может испытывать скуку, тревогу или неудовлетворенность, если не участвует в этих играх. В итоге чрезмерное увлечение игрой начинает угрожать реальной жизни: могут пострадать работа, учеба или личные отношения. Поэтому важно соблюдать баланс и помнить, что игры — это всего лишь приятное дополнение к повседневной жизни, а не ее основа.

 

Вам также может понравиться

удобный случай прислушаться к своим желаниям и возможностям

7 марта 2025 г.

Агрессия — это ответная реакция на исходящую угрозу нам или нашим близким по принципу «лучшее средст …

3 марта 2025 г.

Организм неоднозначно реагирует на любую смену сезонов.  Почему неприятные сюрпризы подстерегают нас …

1 марта 2025 г.