Кажется, все разговоры о свободе и расширении горизонтов – удел мечтателей.
Но на самом деле это наши биологические потребности. Их существование экспериментально подтверждено, в мозге имеются специальные цент-ры, которые их генерируют и контролируют. Это буквально прошито в генах, причём не только у людей. Забавные исследования были проведены на обезьянах. За выполнение задания они получали бонусы, но разные: одним давали простой огурец, другим – «престижный» виноград. Конечно, обезьяны реагировали на такую несправедливость. Обиженные капуцины швырялись огурцами в исследователей и сородичей, а счастливчики спешили проглотить виноград, пока не отобрали. Визг, шум, драки! Более разумные шимпанзе шли другим путём. Обделённые тоже возмущались, однако «везунчики» стремились их успокоить – и добровольно делились добычей. Животные прекрасно понимают, что нужно предпринять ради мира и процветания в стае. Люди тоже так умеют, но не всегда делают.
Соцсети делают нас глупее
Новое – это гарантированная порция приятных ощущений. Поэтому так «залипательны» соцсети и новостные сайты. Казалось бы, чем плохо посмотреть на котиков или потратить вечер-другой на сериалы?
Во-первых, это пустая трата времени: мы получаем дофамин, но не учимся ничему новому.
Во-вторых, слишком большой объём информации переполняет гиппокамп, это центр оперативной памяти. Его проходная способность ограничена, мозг начинает подтормаживать, и мы теряем способность продуктивно мыслить.
ЛЮБОПЫТСТВО И КОШКА
Не всегда очевиден смысл любопытства. Судя по расхожим фразам вроде «любопытство сгубило кошку», оно вообще не одобряется обществом. Однако, с точки зрения нейрофизиологов, это именно то, что нужно. Исследовательское поведение – врождённая программа, помогающая узнать больше о мире и, значит, лучше приспособиться к нему. И ничто так не старит человека, как потеря интереса к окружающей действительности.
В маленьких детях это стремление везде сунуть нос, всё попробовать и исследовать особенно сильно. Природа одобряет такое поведение и подкрепляет выбросом дофамина. Узнал новое, малыш? Молодец, твоя картина мира обогатилась. Даже если полученные знания никогда не пригодятся, процесс их получения важен. Каждое маленькое открытие – вот оно, оказывается, как! – добавляет в жизнь положительных эмоций. И перестав любопытничать, человек лишает себя возможности стать немного счастливее. Любопытство конкурирует с другими программами – например, ленью или страхом.
Умудрённые жизнью взрослые часто вместо новизны предпочитают безопасность. И происходит это не только с людьми, но и животными – например, лабораторными крысами. Порой эта тактика оправдана – в конце концов, неприятности действительно случаются. Но у неё много теневых последствий. Когда слабеет исследовательская жилка, существо в целом становится менее жизнеспособным – и начинается старость. Тем, кто не хочет останавливаться в развитии, вектор задаёт максима Стива Джобса: «оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными».
ТАНЦЫ, МОЗГ И ДОФАМИН
Движение – ещё одна потребность, которая часто игнорируется и приносится в жертву моменту. При этом больше половины нейронов в головном мозге человека отвечают за физическую активность.
Древние люди в среднем проходили за день около 20 км, ведь антилопа сама себя не поймает, сладкий корешок сам не найдётся. И развитие интеллекта шло на фоне постоянного движения. Когда мы останавливаемся, то заметно глупеем. Исследования показали: чем больше в жизни движения, тем лучше результаты тестов на память, логику и внимание. Лентяи по всем показателям проигрывают любителям фитнеса. Но стоит начать тренироваться, как ситуация меняется. Например, существенно улучшали когнитивные способности регулярные занятия аэробикой в течение 4 месяцев. Важно уточнить: когда тренировки прекращались, всё возвращалось на круги своя. Есть данные, что регулярная физическая активность вдвое снижает риск деменции. «Регулярная» означает ежедневные прогулки минимум по полчаса и фитнес трижды
в неделю. Особенно хорошо заняться танцами, так мы убиваем сразу трёх зайцев – во-первых, это активность, во-вторых, общение, в-третьих, новизна. И не забывайте, что движение стимулирует выброс дофамина. Мы становимся ещё чуточку счастливее!
Что вам нужно?
На сегодня учёные говорят о существовании двух десятков биологических потребностей у человека. Они делятся на три большие группы.
1. Витальные – еда, питьё, безопасность, экономия сил (та самая лень!), груминг, то есть приведение себя в порядок, и т. д. Это базис выживания.
2. Зоосоциальные – размножение, родительское поведение, лидерство, справедливость, эмпатия. Обеспечивают нормальную жизнь в социуме.
3. Саморазвитие – исследовательское поведение, подражание, игры, свобода и т. д. Расширяют представление о мире, в котором мы живём, нацелены в будущее.
С движением тесно связан «рефлекс» свободы.
То есть возможность располагать собой и делать то что хочется. Если зверь попадает в капкан, то есть теряет свободу передвижения, его шансы на светлое будущее стремятся к нулю. Неудивительно, что морские свинки или попугаи грызут прутья своих клеток. Они ничего не знают про «осознанную необходимость», но в их мозге живёт изначальное знание, что клетка – это плохо. Потом они поймут, что в клетке тепло и кормят, а ещё она защищает от кошки, и, возможно, перестанут рваться на волю. Но это не факт.
Кто как себя поведёт, во многом обусловлено изначальными «настройками» организма: разные программы у разных существ работают по-разному. Одному важно быть свободным, другому – сытым, третий превыше всего ценит безопасность, четвёртый рвётся исследовать мир. Есть среди нас агрессивные и миролюбивые, лидеры и подчинённые, образцовые родители и одиночки. Словом, цветут все цветы. Эти базовые настройки выставляет природа, причём случайным образом. И пока мы носимся со своей яркой индивидуальностью, эволюция просто перебирает варианты. Ведь чем разнообразнее реакции на меняющийся мир, тем выше шансы, что кто-то удачно приспособится и передаст гены дальше, как эстафетную палочку. Немного обидно, правда? Однако осознанный подход к своим потребностям, понимание, что нам нужны не только еда и компот, позволяет любому человеку жить ярче, осмысленнее и счастливее.
Академик Павлов писал, что многие собаки, с которыми он работал, на первых порах ненавидели ошейники и рвались с поводков. Но потом в большинстве своём меняли поведение – после того, как экспериментатор кормил их на привязи. Но были звери, которые отказывались работать в условиях несвободы.