Ученые из Университетского колледжа Лондона изучили, какие факторы оказывают наиболее выраженное защитное влияние на нашу умственную деятельность. Они рассмотрели как генетические, так и социоэкономические данные у почти 1200 человек (собранные в ходе Национального исследования здоровья и развития MRC за 1964 год). Точкой отсчета стали баллы, полученные участниками исследования в 8-летнем возрасте в когнитивных тестах. Затем был посчитан индекс когнитивного резерва (ИКГ), состоящий из 3 маркеров: уровень образования к 26 годам, участие в социальных мероприятиях в возрасте 43 лет и профессиональные достижения к 53 годам. Сравнивая ИКГ с баллами за когнитивный тест в детском и пожилом возрасте (69 лет), ученые обнаружили, что те, кто проявили себя интеллектуалами еще со школьной скамьи, лучше сохранили ясность ума в старости. Однако, наряду с «хорошим стартом», важное значение имели профессиональный рост и социальная занятость в среднем возрасте. Даже те из участников, которые в детстве не особо блистали, но в дальнейшем успешно реализовались в профессии или хобби, сумели нарастить когнитивный резерв. Это еще раз доказывает, что продолжение обучения на протяжении всей жизни может помочь защитить мозг от угасания.