Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Все видели таких детей и недобрым словом поминали плохо воспитавших их родителей? На самом деле эти дети больны.

Гиперактивный ребенок все время в движении, ни одного дела не доводит до конца, на замечания не реагирует. Он «заводит» класс и достал уже всех: и учителей, и родителей, и детей! Однако основной признак заболевания – рассеянное внимание: ребенок не может сосредоточиться ни на чем, будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

Болезнь выбирает мальчиков

Раньше эта патология, как только не называлась: «легкая дисфункция мозга», «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность»… В последние годы врачи остановились на названии «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

В среднем в мире насчитывается от 2 до 20% гиперактивных детей, однако статистика по странам сильно разнится.

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Чаще всего оно проявляется в 6–12 лет, когда «живчик» идет в школу и выясняется, что он и сам не может учиться, и другим мешает. И тут проблема из медицинской превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Мировая статистика подтверждает: среди малолетних правонарушителей много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Портрет непоседы фила

Впервые ребенка с подобной патологией описал немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман и дал ему прозвище Непоседа Фил; с тех пор врачи так и называют детей с этим синдромом.

В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не до конца созрели высшие мозговые функции. На уроках он часто отвлекается и делает много ошибок. Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не из-за слабого интеллекта, а из-за нарушения восприятия. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут – потом его мозг «отключается» на 3–7 минут, накапливая энергию для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует.

Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, открывает ящички стола… Он многоречив, в разговоре перескакивает с одного на другое. Может страдать тиками, гримасничать, совершать навязчивые движения. Он часто натыкается на углы, не умеет стоять на одной ноге, иногда страдает нарушениями тонкой и грубой моторики. У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.

Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, часто возникает чувство страха, тревожность и беспокойство. Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить, поэтому у него мало друзей. Трудно складываются отношения и со взрослыми: наказания на него не действуют, а похвалы не стимулируют. Поощрение должно быть очень весомым, чтобы Фил стал вести себя лучше.

Почему?

Сегодня ученые считают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть вызван тремя группами причин, которые часто переплетаются.

Биологические причины:

  • осложнения во время беременности матери: перенесенная краснуха, прием некоторых медикаментов, несовместимость (резус-конфликт) крови матери и ребенка;
  • осложнения во время родов: гипоксия плода, травмы ребенка;
  • болезни ребенка: отравление угарным газом, энцефалит, менингит, патология сердца;
  • генетическая предрасположенность– по некоторым данным, она встречается в 20–30% случаев и передается по линии отца;
  • алкоголизм и психические заболевания родителей.

Влияние окружающей среды:

  • в последние годы появились сообщения, что гиперактивность у ребенка могут вызвать некоторые пищевые добавки;
  • имеются наблюдения, что при исключении из рациона продуктов с большим содержанием салицилатовгиперактивность снижается. Этих веществ много в маслинах и кофе; в небольшом количестве они есть в апельсинах, землянике, яблоках, сливах, вишне, малине, винограде.

Социальные причиныв неполных, малообеспеченных семьях с плохими жилищными условиями гиперактивные дети встречаются чаще.

Прогноз на завтра

Если вовремя обратиться к врачам и вплотную заняться лечением неугомонного непоседы, к 14–15 годам чрезмерная активность утихнет, а до окончания школы значительно снизится импульсивность. Дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

Последнее, впрочем, – вовсе не повод для отчаяния. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей. Как видите, не все так плохо.

Главное – не ошибиться

Прежде чем поставить диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», педиатр должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней, в том числе таких серьезных, как шизофрения, эпилепсия… С другой стороны, повышенная двигательная активность встречается и у вундеркиндов, которым в школе просто скучно.

В конце концов бывают просто очень живые, темпераментные дети.

У подростков временная импульсивность и гиперактивность может быть реакцией на кризис в семье или конфликт в школе. Порой поведение ребенка изменяют лекарственные препараты – в частности те, что применяются при бронхиальной астме.

Спорт до седьмого пота

В развитых странах СДВГ давно и успешно лечат медикаментозно, стимулируя выработку допамина. Улучшение наступает у 70–90% детей, особенно у дошкольников и младших школьников. В России эти препараты не зарегистрированы, а значит, не производятся и не закупаются.

Скоро в России будет разрешен к применению препарат атомоксетин, влияющий на уровень норадреналина. Он хорош для лечения подростков и взрослых.

Однако до сих пор некоторые российские врачи лечат таких детей ноотропами и успокоительными средствами, хотя теперь, когда науке известно, какие химические процессы в мозге вызывают СДВГ, такое лечение по меньшей мере некорректно. Гиперактивность, к сожалению, в отечественной медицине даже не выделена в отдельное заболевание, а включена вместе с другими неврологическими проблемами в невнятный диагноз «минимальная мозговая дисфункция».

Очень хорошие результаты дает сочетание физкультуры, психотерапии и психолого-педагогической коррекции.

Во-первых, нужно организовать их двигательную активность. У живчиков в организме много норадреналина и адреналина в состоянии покоя – эти гормоны в большом количестве в норме выделяются во время стресса.Получается, что непоседы постоянно находятся в состоянии стресса. Таким детям необходимы постоянные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны.

Во-вторых, надо учить их расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков можно уже учить медитировать – сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени.

  • В-третьих, нужно создать правильную обстановку вокруг гиперактивного ребенка. Непоседе нужна своя комната, где преобладали бы спокойные тона и не было зрительных раздражителей – картин, зеркал… Игрушки, когда ребенок ими не пользуется, надо убирать.
  • Строго соблюдайте режим дня: размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам.
  • Хвалите непоседу всегда, когда он этого заслуживает. Вместо того чтобы запрещать, отвлекайте ребенка, переключайте его внимание. Сами будьте как можно спокойнее, разговаривайте с непоседой тихо.

Родителям гиперактивных детей нужна помощь психотерапевта. Он научит их, как соблюдать спокойствие в общении со сложным ребенком.

  • Идеальный вариант – найти школу, где используют особые педагогические подходы и методики обучения для гиперактивных детей. Каждый ученик сидит отдельно, на расстоянии от других, в кабинетах мало отвлекающих предметов… При этом объем изучаемого материала остается таким же, как в обычных классах.