Почему малыш плохо говорит?
Причин нарушения речи множество: от тяжелых врожденных патологий до банального стресса. Дефекты, проявляющиеся в раннем возрасте, связаны с токсикозом во время беременности, неудачными родами, инфекциями, сопровождающимися высокой температурой.
Проблемы могут возникнуть также из-за неправильного строения органов, составляющих речевой аппарат.
На воспроизведение звуков могут влиять:
- дефекты строения губ и языка
- расщелина верхнего нёба
- неправильный прикус
Эти патологии зачастую требуют хирургического вмешательства и последующих занятий с логопедом.
Нарушения могут быть связаны также с задержкой речевого развития, которая проявляется уже после 1-го года жизни. Нашу речь контролируют разные мозговые центры, которые «включаются» в определенное природой время. Ребенок начал лепетать – включился один центр, начал говорить слова – второй, фразы – третий.
К 2–3 годам малыш учится синхронизировать работу речевых центров. Любое нарушение их функций приводит к разным речевым патологиям. Поэтому в первые 3 года жизни нужно обращать особое внимание на то, как говорит ребенок.
К 5 годам формирование речевых зон мозга заканчивается, и на исправление дефектов потребуется больше времени. В серьезных случаях страдает не только произношение звуков, но и умение различать их на слух. Одни нарушения не являются препятствием к обучению, но с некоторыми ребенку нужно будет посещать логопедический детский сад.
Самое мучительное нарушение речи – заикание, или логоневроз. Причины его развития до конца не изучены. Психика ребенка очень восприимчива к внешним раздражителям, особенно когда он заболевает или засыпает, и любой резкий звук может привести к нервному расстройству и заиканию. При первых симптомах нужно идти к логопеду, так как заикание быстро приобретает хроническую форму и может со временем усиливаться.
Попугаи учат говорить
Австралийские логопеды взяли себе в помощники попугаев. По мнению ученых, эти птички особенно эффективно способствуют лечению заикания. Ребенок хочет научить попугайчика разговаривать, поэтому говорит с ним четко и выразительно. Через несколько месяцев заикание у ребенка исчезает, а его питомец радует окружающих выученными словами. Причем купить можно самого обыкновенного попугая – волнистого.
Лечить и учить
В легких случаях логопеду достаточно подобрать необходимые упражнения по коррекции речи, которые ребенок будет выполнять вместе с родителями. На этих занятиях ставят правильное речевое дыхание, занимаются артикуляционной гимнастикой и упражнениями для развития мышц языка и губ.
Задача логопеда – научить ребенка говорить правильно, а при потере речи восстановить ее.
В исправлении тяжелых дефектов необходим комплексный подход, когда логопед работает вместе с психологом, психотерапевтом, неврологом, рефлексотерапевтом, специалистами по лечебной физкультуре и массажу.
Существуют и компьютерные программы коррекции произношения, такие, как «Демосфен» и «BreathMaker», но они лишь дополнение к основному лечению, так как главная проблема ребенка с нарушениями речи – общение. Поэтому большую роль играет семейная логотерапия. Родителям полезно разучивать с ребенком скороговорки, потешки, развивать мелкую моторику рук при помощи конструктора, пластилина.
Разучивание скороговорок, потешек, развитие мелкой моторики рук помогут ребенку преодолеть проблемы с речью.
Важно, чтобы взрослые следили за четкостью, ясностью своей речи, за ее темпом и требовали, настойчиво, но мягко, того же от ребенка.
Лечение дефектов речи – процесс длительный. Неудачи на этом пути не должны отвлекать от главной цели – научиться красиво и правильно говорить, поэтому полезно фиксировать малейшие улучшения, например, записывая голос на пленку.