Орлиное зрение для водителя

Мы замечаем, что происходит сбоку, даже если смотрим прямо перед собой. Пространство, которое при этом охватывает глаз, называется полем зрения. В норме его угол равен 180 градусам. Но в силу разных причин этот угол может сужаться, причем процесс этот субъективно малозаметнен.
Просто так, без причины, поле зрения сужаться не может. В 99% случаев в этом повинны либо дистрофия сетчатки глаза, либо поражение зрительного нерва, либо какие-то неврологические проблемы. Чем раньше вы спохватитесь, тем больше шансов вовремя обнаружить начинающуюся болезнь и остановить процесс. 

По каким причинам может сужаться угол «бокового обзора»?
Основная причина – близорукость, особенно большой степени. Ухудшается питание сетчатки глаза по периферии, человек перестает различать расположенные сбоку предметы. Причем это может происходить, даже если "минус" совсем небольшой. Поэтому близоруким обязательно нужно раз в год бывать у офтальмолога, чтобы держать ситуацию под контролем.

Если вы начали плохо видеть в сумерках, проверьте поле зрения.

Другое дело глаукома. Она обнаруживается, как правило, поздно, — повышенное внутриглазное давление человек никак не ощущает. Болезнь прогрессирует, функция зрительного нерва нарушается, поле зрения значительно сужается… Повернуть вспять этот процесс нельзя, можно только приостановить. Так что тем, кому за 40, надо пройти профилактическое обследование – риск глаукомы повышается с возрастом.

А как измерить поле зрения?
Такое исследование называется компьютерной периметрией. Ее назначают либо по просьбе пациента, либо когда у врача есть основания предполагать такие нарушения — при близорукости, повышенном внутриглазном давлении или если человек жалуется, что стал хуже видеть в темноте.

Компьютерную периметрию рекомендуется пройти хотя бы раз в жизни каждому, особенно тем, кто за рулем.

Аппарат для компьютерной периметрии – это полусфера, внутренняя поверхность которой напоминает звездное небо. Один глаз закрыт, другим вы смотрите в одну точку перед собой. Компьютер в хаотичном порядке зажигает зеленые «звездочки» различной яркости, и ваша задача – заметив вспышку, нажать на кнопку. Компьютер подсчитывает число «забитых и пропущенных голов» и выдает результат – очень точный, поскольку измеряется не только граница поля зрения, но и чувствительность внутри него. Сначала проверяют один глаз, потом другой. Средняя стоимость исследования – 700 рублей.

А другие способы есть?

Есть, но они не дают полной картины. Один из них – ориентировочный — применяется для приблизительной оценки границ поля зрения, например, во время прохождения водительской медкомиссии. Врач и пациент садятся друг против друга, закрывают по одному глазу с одной и той же стороны, врач отводит руку с карандашом в сторону на 90 градусов, медленно приближает ее к центру и сравнивает, в какой момент пациент увидит предмет – одновременно с ним или позже.
Еще один старинный способ – дуга. Вы смотрите одним глазом в центр дугообразной шкалы, доктор двигает метку от ее края к центру и фиксирует, на каком «градусе» вы ее заметит.е Но так измеряется лишь граница поля зрения, а ведь она может быть и нормальной, но чувствительность в ее пределах – сниженной. Так что объективной можно назвать только компьютерную периметрию.

Улучшат ли поле зрения правильно подобранные очки?
Очки и контактные линзы повышают только остроту центрального зрения. Но есть некоторые особенности, важные именно для водителя.

• Если возможно, лучше надевать в дорогу контактные линзы. В очках поле зрения ограничивает оправа, а при высокой степени близорукости — еще и особенности оптики: края линз с большим количеством диоптрий искажают прохождение луча. Но если вы все же ведете машину в очках, они должны быть с двухсторонним антибликовым покрытием. Во-первых, такие стекла пропускают больше света, значит, человек видит четче. Во-вторых, не дают ночью фарам обгоняющих машин слепить водителя.

• Полезно иметь в бардачке и пару очков с желтоватым оттенком линз для пасмурной погоды – они увеличивают контрастность изображения. А вот фотохромные очки (хамелеоны) предназначены только для улицы. Они изменяют степень затемненности в зависимости от интенсивности ультрафиолетового излучения, а лобовое стекло задерживает часть лучей. Внутри салона такие очки работают плохо, к тому же в тоннелях они просветляются с задержкой.

• Оптимальны солнцезащитные очки с поляризационными фильтрами, которые гасят блики от встречных фар, лобового стекла, гладких поверхностей — асфальта, воды, стен и окон зданий.

• И не стоит забывать о «питании для глаз»: черника, морковь (непременно с маслом или со сметаной), БАДы с черникой и витамин А улучшают чувствительность сетчатки к свету и, соответственно, поддерживают в норме периферийное зрение.

 

Вам также может понравиться

Люди все чаще задумаются о том, как продлить жизнь. И, в целом, человечество идет именно по этому пу …

12 декабря 2024 г.

Моча считается условно стерильной. Это дает основание полагать, что в почках и мочевом пузыре нет ба …

11 декабря 2024 г.

Подростки самая уязвимая категория людей с точки зрения подверженности игровой зависимости. Причем н …

10 декабря 2024 г.