Навыки критического мышления

Дети / Образ жизни

Мы живем в мире, переполненном фейками. Поэтому важно учить ребенка критически оценивать информацию, не поддаваться импульсам и принимать обдуманные решения. 

УМНЫЕ ПРОСТАКИ

Для начала небольшая задачка. Заброшенная заводь зарастает кувшинками. За день площадь зарослей удваивается. Внимание, вопрос: если заводь зарастет целиком за 48 дней, на который день она зарастет наполовину? Сколько у вас получилось? Если 24 дня, поздравляем – вы в одной компании с 48% студентов Массачу́сетского технологического института (МТИ). Они тоже ответили неправильно. Правильный ответ – 47 дней. Конечно, после того, как он озвучен, все становится очевидным. Почему же ошиблись даже неглупые люди вроде студентов самого престижного университета мира?

Оказывается, за принятие решений отвечают сразу две системы мышления в мозге. Психолог Даниэль Канеман, автор книги «Думай быстро, решай медленно» условно называет их Система 1 и Система 2. Система 1 работает с рефлексами и усвоенным набором прописных истин. Она помогает действовать быстро – отпрыгнуть в сторону от несущегося самоката или без раздумий закончить фразы «дважды два – четыре» и «Париж – столица Франции». Если задача сложнее, например, перемножить в уме многозначные числа или запарковаться на тесном пятачке, подключается Система 2. Она требует осознанных усилий, концентрации внимания, а потому более энергозатратна. Обычно обе системы неплохо действуют в тандеме, но при решении каких-то вопросов люди, бывает, идут на поводу у Системы 1, которая легко генерирует ответы. Не факт, что правильные, но мы принимаем их за истину. Особенно если очень заняты, или просто лень или на фоне стресса, голода и сильных эмоций – они тоже мешают мыслить рационально. Зная это, уже не удивляешься тому, что фейковая новость с броским заголовком распространяется в соцсетях в 6 раз быстрее, чем правдивая.

 

Невидимая горилла

Насколько человек бывает «слеп» и необъективен, когда мозг его уже загружен работой, показывает удивительный эксперимент. На поле две команды – в черном и белом. Зрителей попросили считать передачи, сделанные «белыми» и игнорировать действия «черных». Задача явно требует концентрации и напряжения. Посредине матча на поле появился человек в костюме гориллы. Но около половины участников, занятых подсчетами, его не заметили. Более того – не поверили, когда им об этом рассказали.

 

ПРОКАЧИВАЕМ ЛОГИКУ

Особенностями работы человеческого мозга кто только не пользуется – от маркетологов и политиков до телефонных мошенников и создателей фейкньюс. Не дадим же им поработить нас и наших детей.

Эксперименты показывают, что даже младших школьников можно обучить основам критического мышления. А тех, кто старше, и подавно. Первое, что поможет – занятия формальной логикой, на которых детей учат анализировать факты, распознавать логические ошибки, проверять гипотезы и т. д. Такие упражнения повышают аналитические способности и даже IQ. Кроме того, дети начинают лучше справляться с решением повседневных проблем.

Прекрасно прокачивают критический взгляд на мир математика, изучение естественных наук и написание эссе. И дискуссии – конечно, не в ТВ-формате, когда собеседники перекрикивают друг друга и обливаются соком. А те, что ведутся по настоящим правилам – с выдвижением обоснованных аргументов и контраргументов, с продуманными вопросами и критическим взглядом на собственные суждения. Этому детей тоже можно научить, показывает трехлетний эксперимент американских психологов. Они за 3 года регулярных – дважды в неделю – занятий помогли ученикам (кстати, из неблагополучной среды) освоить искусство дебатов: цивилизованно спорить, отличать слабые аргументы от сильных, учитывать чужую точку зрения и отстаивать свою.

Вас беспокоит, не задавит ли логика креативность? Не волнуйтесь. Судя по всему, вооруженный логикой ребенок становится еще любопытнее, осознаннее и изобретательнее.

 

Самый короткий тест

Вопрос про кувшинки – из небольшого теста на когнитивную рефлексию, разработанного в 2005 году психологом Шейном Фредериком. В нем всего три вопроса. Они обманчиво просты и побуждают ответить быстро и без раздумий. В итоге только 17% из 3 тысяч участников (студентов престижных вузов, между прочим) верно решили все задачки. Как правило, высокий IQ помогал успешно справиться с тестом. Но также было важно уметь не полагаться на первое впечатление и вовремя включать осознанное мышление. Кстати, набравшие высокие баллы реже доверяли фейковым новостям.

 

 

ЧЕМ ДОКАЖЕШЬ?

Что до малышей, то пятилетка вряд ли освоит формальную логику, но уже способен отличать утверждения, подтвержденные и неподтвержденные доказательствами. Скажите, что в ящике спрятался удав, и он засыпет вопросами – ты сам открывал ящик? Видел змею? Или просто шутишь?

Сложность в том, что естественное детское любопытство конкурирует с программой подражания. Дети по своей природе склонны ориентироваться на взрослых, их поведение и суждения. С одной стороны, это прекрасно – многие знания впитываются буквально «с молоком матери». С другой, постоянно следуя за старшими, они не научатся думать своей головой и в будущем легко станут жертвой обмана.

Типичный пример – воспитатель показывает детям новую игрушку. Как они будут с ней играть, зависит от поведения взрослого. Если он выдаст подробную инструкцию, дети станут внимательно ей следовать – и на этом все закончится. Если же не расскажет, как все должно работать, а предоставит возможность крутить игрушку так и сяк, дети, по наблюдениям психологов, с большим интересом изучат вещь и придумают свои игры. Возможно, более увлекательные и неожиданные.

Поэтому если мы хотим, чтобы деточки мыслили самостоятельно, нужно дать им возможность пробовать и экспериментировать, а не навязывать готовые схемы (хотя, конечно, это бывает необходимо – например, при переходе дороги или в других потенциально опасных ситуациях). Авторитарное воспитание в стиле «да потому что я так сказал» не даст малышу вырасти критически мыслящим человеком. Дайте ему право сомневаться, быть скептиком и спорить – но аргументированно, а не ради хайпа.

Еще одна важная вещь – объяснить, что ошибаются даже взрослые умные люди. И один только факт, что человек старше, не делает его умнее. Полезно признавать собственные заблуждения и вместе разбирать логические ошибки в книжках и фильмах. Плюс чаще напоминать себе и детям – если мы не контролируем свой мозг, его будет контролировать кто-то другой.

 

 

БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ РАЗУМНО

Что делать, если в сети попалась очередная шокирующая история или экстренная новость?

  1. Включить внутреннего скептика. То есть взять паузу и осознанно переключиться в режим «активного мышления».
  2. Уточнить источник информации. Кто автор? Можно ли ему доверять? Существует ли он на самом деле?
  3. Проверить факты. Когда впервые это было опубликовано? Какие есть доказательства, что это правда? Упоминается ли история на других ресурсах? Может быть, это «утка» или троллинг?
  4. Не вестись на сильные эмоции. Первые признаки обмана – нас пытаются развести на эмоции, которые, как известно, отключают способность ясно мыслить. Чем больше жалости, страха или возмущения вызывает очередная история, тем больше поводов заподозрить, что это фейк.

Вам также может понравиться

Если вас настиг аллергический ринит, ждать, что он, как в расхожей поговорке про насморк, пройдет са …

26 апреля 2024 г.

И выстроить надежные и безопасные отношения со сверстниками

23 апреля 2024 г.

Почему дети болеют и как им помочь быстрее поправиться?

10 апреля 2024 г.