УМНЫЕ ПРОСТАКИ
Для начала небольшая задачка. Заброшенная заводь зарастает кувшинками. За день площадь зарослей удваивается. Внимание, вопрос: если заводь зарастет целиком за 48 дней, на который день она зарастет наполовину? Сколько у вас получилось? Если 24 дня, поздравляем – вы в одной компании с 48% студентов Массачу́сетского технологического института (МТИ). Они тоже ответили неправильно. Правильный ответ – 47 дней. Конечно, после того, как он озвучен, все становится очевидным. Почему же ошиблись даже неглупые люди вроде студентов самого престижного университета мира?
Оказывается, за принятие решений отвечают сразу две системы мышления в мозге. Психолог Даниэль Канеман, автор книги «Думай быстро, решай медленно» условно называет их Система 1 и Система 2. Система 1 работает с рефлексами и усвоенным набором прописных истин. Она помогает действовать быстро – отпрыгнуть в сторону от несущегося самоката или без раздумий закончить фразы «дважды два – четыре» и «Париж – столица Франции». Если задача сложнее, например, перемножить в уме многозначные числа или запарковаться на тесном пятачке, подключается Система 2. Она требует осознанных усилий, концентрации внимания, а потому более энергозатратна. Обычно обе системы неплохо действуют в тандеме, но при решении каких-то вопросов люди, бывает, идут на поводу у Системы 1, которая легко генерирует ответы. Не факт, что правильные, но мы принимаем их за истину. Особенно если очень заняты, или просто лень или на фоне стресса, голода и сильных эмоций – они тоже мешают мыслить рационально. Зная это, уже не удивляешься тому, что фейковая новость с броским заголовком распространяется в соцсетях в 6 раз быстрее, чем правдивая.
Невидимая горилла
Насколько человек бывает «слеп» и необъективен, когда мозг его уже загружен работой, показывает удивительный эксперимент. На поле две команды – в черном и белом. Зрителей попросили считать передачи, сделанные «белыми» и игнорировать действия «черных». Задача явно требует концентрации и напряжения. Посредине матча на поле появился человек в костюме гориллы. Но около половины участников, занятых подсчетами, его не заметили. Более того – не поверили, когда им об этом рассказали.
ПРОКАЧИВАЕМ ЛОГИКУ
Особенностями работы человеческого мозга кто только не пользуется – от маркетологов и политиков до телефонных мошенников и создателей фейкньюс. Не дадим же им поработить нас и наших детей.
Эксперименты показывают, что даже младших школьников можно обучить основам критического мышления. А тех, кто старше, и подавно. Первое, что поможет – занятия формальной логикой, на которых детей учат анализировать факты, распознавать логические ошибки, проверять гипотезы и т. д. Такие упражнения повышают аналитические способности и даже IQ. Кроме того, дети начинают лучше справляться с решением повседневных проблем.
Прекрасно прокачивают критический взгляд на мир математика, изучение естественных наук и написание эссе. И дискуссии – конечно, не в ТВ-формате, когда собеседники перекрикивают друг друга и обливаются соком. А те, что ведутся по настоящим правилам – с выдвижением обоснованных аргументов и контраргументов, с продуманными вопросами и критическим взглядом на собственные суждения. Этому детей тоже можно научить, показывает трехлетний эксперимент американских психологов. Они за 3 года регулярных – дважды в неделю – занятий помогли ученикам (кстати, из неблагополучной среды) освоить искусство дебатов: цивилизованно спорить, отличать слабые аргументы от сильных, учитывать чужую точку зрения и отстаивать свою.
Вас беспокоит, не задавит ли логика креативность? Не волнуйтесь. Судя по всему, вооруженный логикой ребенок становится еще любопытнее, осознаннее и изобретательнее.
Самый короткий тест
Вопрос про кувшинки – из небольшого теста на когнитивную рефлексию, разработанного в 2005 году психологом Шейном Фредериком. В нем всего три вопроса. Они обманчиво просты и побуждают ответить быстро и без раздумий. В итоге только 17% из 3 тысяч участников (студентов престижных вузов, между прочим) верно решили все задачки. Как правило, высокий IQ помогал успешно справиться с тестом. Но также было важно уметь не полагаться на первое впечатление и вовремя включать осознанное мышление. Кстати, набравшие высокие баллы реже доверяли фейковым новостям.
ЧЕМ ДОКАЖЕШЬ?
Что до малышей, то пятилетка вряд ли освоит формальную логику, но уже способен отличать утверждения, подтвержденные и неподтвержденные доказательствами. Скажите, что в ящике спрятался удав, и он засыпет вопросами – ты сам открывал ящик? Видел змею? Или просто шутишь?
Сложность в том, что естественное детское любопытство конкурирует с программой подражания. Дети по своей природе склонны ориентироваться на взрослых, их поведение и суждения. С одной стороны, это прекрасно – многие знания впитываются буквально «с молоком матери». С другой, постоянно следуя за старшими, они не научатся думать своей головой и в будущем легко станут жертвой обмана.
Типичный пример – воспитатель показывает детям новую игрушку. Как они будут с ней играть, зависит от поведения взрослого. Если он выдаст подробную инструкцию, дети станут внимательно ей следовать – и на этом все закончится. Если же не расскажет, как все должно работать, а предоставит возможность крутить игрушку так и сяк, дети, по наблюдениям психологов, с большим интересом изучат вещь и придумают свои игры. Возможно, более увлекательные и неожиданные.
Поэтому если мы хотим, чтобы деточки мыслили самостоятельно, нужно дать им возможность пробовать и экспериментировать, а не навязывать готовые схемы (хотя, конечно, это бывает необходимо – например, при переходе дороги или в других потенциально опасных ситуациях). Авторитарное воспитание в стиле «да потому что я так сказал» не даст малышу вырасти критически мыслящим человеком. Дайте ему право сомневаться, быть скептиком и спорить – но аргументированно, а не ради хайпа.
Еще одна важная вещь – объяснить, что ошибаются даже взрослые умные люди. И один только факт, что человек старше, не делает его умнее. Полезно признавать собственные заблуждения и вместе разбирать логические ошибки в книжках и фильмах. Плюс чаще напоминать себе и детям – если мы не контролируем свой мозг, его будет контролировать кто-то другой.
БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ РАЗУМНО
Что делать, если в сети попалась очередная шокирующая история или экстренная новость?
- Включить внутреннего скептика. То есть взять паузу и осознанно переключиться в режим «активного мышления».
- Уточнить источник информации. Кто автор? Можно ли ему доверять? Существует ли он на самом деле?
- Проверить факты. Когда впервые это было опубликовано? Какие есть доказательства, что это правда? Упоминается ли история на других ресурсах? Может быть, это «утка» или троллинг?
- Не вестись на сильные эмоции. Первые признаки обмана – нас пытаются развести на эмоции, которые, как известно, отключают способность ясно мыслить. Чем больше жалости, страха или возмущения вызывает очередная история, тем больше поводов заподозрить, что это фейк.