Как успокоить младенца?

Музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело – это заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в Средние века ее пытались использовать как наркоз… Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.
Как влияет музыка на состояние детей, первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале ХХ века. Уже тогда стало ясно, что детям полезно слушать классику и колыбельные. Только научного доказательства этим наблюдениям не было. Недавно его решили найти ученые Института педиатрии РАМН – и им это удалось: лечение музыкой признано актуальным и действенным.

РАДОСТЬ ДЛЯ КЛЕТОК
У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, обычно снижена активность ферментов клеток. После того как таким младенцам давали слушать классическую музыку, активность ферментов клеток у них повышалась – это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания – и всюду видели мягкую стимулирующую реакцию: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

Ученые задались вопросом: а может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель – тиканье будильника, разговор? Может, гармония и мелодия ни при чем? Для проверки включили метроном, который отбивал медленный ритм. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали… Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, косвенное доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом не полезна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали родителям дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Взрослые по-разному отнеслись к такому совету: кто-то давал своему ребенку слушать музыку, кто-то – нет… И когда через год все эти дети снова прошли обследование, оказалось: те, кто не только получали лечебный массаж и гимнастику, но и постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем младенцы, родители которых не поверили в целебную силу музыкотерапии.

ДО НАУШНИКОВ НЕ ДОРОСЛИ


Несмотря на то, что младенец в наушниках на картинке сверху выглядит очень трогательно, ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для восприятия рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

КОМУ КОЛЫБЕЛЬНАЯ, КОМУ МАРШ
Какую же музыку должны слушать младенцы?
Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе – адажио, анданте. Такими обычно бывают вторые части классических сонат и инструментальных концертов. Поскольку в начале исследований наши врачи опирались на опыт немецких коллег (в Германии больше всего литературы по этому вопросу), в их программах преобладала немецкая и австрийская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн… Потом добавились Вивальди и Чайковский.
Возбудимых детей хорошо успокаивают:
• II часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта
• «Зима» из «Времен года» Вивальди
• Дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама»
• Колыбельные.
Кстати, мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а живое пение – сильнее инструментального исполнения.
И неважно, на каком языке поют: новорожденные прекрасно слушают, например, "Колыбельную" Брамса и рождественские песнопения на немецком языке.
Для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны:
• Произведения в темпе аллегро и аллегро модерато Моцарта, Шуберта, Гайдна
• Вальсы из балетов Чайковского
• «На тройке» из его же «Времен года»
• «Весна» из «Времен года» Вивальди
• Маршевые мелодии
Конечно, сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и попробуйте это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

ЗАСЫПАЙТЕ ПОД ШУМ РУЧЬЯ
В то время, как врачи проверяли музыкальную гармонию алгеброй, к ним обратился, к сожалению, ныне покойный профессор Гнесинского училища Владимир Кирюшин. Он преподавал сольфеджио и для развития слуха детей составил специальные упражнения, которые назвал музыкальными алгоритмами. Кирюшин заметил, что его ученики после этих упражнений становились активнее и меньше болели. Он обратился в Институт педиатрии, чтобы врачи исследовали этот эффект. Профессор принес записи коротких фрагментов, во время которых мальчишечий голос в сопровождении инструментального ансамбля поет названия нот.

В отделении в это время лежали новорожденные, у которых вялость чередовалась с возбуждением. Именно им попробовали ставить записи «алгоритмов» Кирюшина. Анализ состояния клеток показал, что эффект от такого прослушивания иногда был даже выше, чем от классики!

Сейчас у родителей большой выбор – они могут покупать аудиокассеты и CD с классической музыкой в традиционном исполнении или с классикой, аранжированной специально для малышей, где в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то – нет: проверьте сами, как отреагирует на нее ваш младенец.
А еще можно купить записи классической музыки на фоне звуков природы – шума ручья, прибоя, звуков леса… Слушайте их вместе с малышом и расслабляйтесь. Ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых.

КОМУ ПРОТИВОПОКАЗАНА МУЗЫКОТЕРАПИЯ?


• Младенцам с предрасположенностью к судорогам


• Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма

• Больным отитом


• Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

 

 

Вам также может понравиться

То, как мы воспринимаем окружающие объекты, зависит не только от нашего опыта, но и контекста, особе …

8 декабря 2022 г.

Витамины и добавки

Кальций

Это единственный микроэлемент, ежедневная потребность в котором измеряется не в миллиграммах, а в гр …

8 декабря 2022 г.

Давно известно, что витамин D положительно влияет на иммунную систему и здоровье костей, но этим его …

7 декабря 2022 г.