Плата за общение
Синдром эмоционального сгорания – самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, менеджеров, продавцов, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков… «Этакая плата за сочувствие», – грустно шутят психологи. Развивается синдром постепенно. Три стадии – как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности.
Первая стадия – чувства становятся приглушенными, человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену. Даже любимая еда кажется безвкусной. Возвращаясь домой, все чаще хочется крикнуть: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Если не предпринять мер, наступит вторая стадия. Ее основная примета – раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться, будь то домочадцы, клиенты или коллеги. Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей.
После срыва приходят невыносимый стыд и чувство вины, однако понять причины своего раздражения «сгорающий» не может.
Третья стадия – полный крах специалиста. С одной стороны, утрачиваются профессиональные ценности, появляется своеобразный пофигизм и циничное отношение к людям; с другой – как будто выгорает все внутри. По привычке специалист еще сохраняет внешнюю респектабельность, но, если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и некоторая скованность движений.
Ему становятся безразличны другие люди, любимая раньше работа и он сам. При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы – апатия и бессонница. От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино – однако улучшение не наступает.
Светочи, спасатели, червонцы и трудоголики
Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно прежде всего правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, исповедующие четыре распространенных мифа. Проверьте: не ваша ли это позиция?
Миф первый: «Жить надо для людей».
Основная идея этого мифа – «человек должен жертвовать собой ради других». У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства : у них не может быть просто любви и просто работы – лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.
Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом – выше их сил.
Советы для «светочей»:
- Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
- На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что – коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
- Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.
Миф второй: «если не я, то кто же?»
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают «на общественных началах»: у них обязательно есть куча знакомых-неудачников – друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик… Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что «спасение утопающих» для них – единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы для «спасателей»:
- Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
- Лучший способ позаботиться о человеке – помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.
- Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: «Так ли уж это нужно?» и «Может, он справится сам?».
Миф третий: «Я должен быть для всех хорошим».
Про таких людей говорят: «Хочет быть червонцем». Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе: ведь люди могут обидеться! Окружающие этим пользуются, и постепенно под улыбкой «червонца» разгораются обида и гнев, выжигающие изнутри.
Советы для «червонцев»:
- Есть замечательный афоризм: «Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!» Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.
- Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
- Научитесь говорить «нет!», не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
- Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, – таким образом человек манипулирует вами.
Миф четвертый: «Работа превыше всего!»
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне – «все выше, и выше, и выше!». Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы для трудоголиков:
- Помните: «Бессердечье к себе – это тоже увечье». Вы имеете право на свободное время! Научитесь отдыхать!
- Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте в офисе все деловые бумаги и мысли.
- Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
- Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: «Суббота, 19.00 – театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)». Строго контролируйте выполнение.
- Если вы женщина, перед выходом из офиса пользуйтесь другими, более легкомысленными, чем обычные, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.
Начни заново
Смена деятельности – лучшее лекарство от эмоционального сгорания. Если есть возможность, поменяйте работу кардинально: из социального работника – в менеджеры. Если нет, измените направление деятельности. Раньше работали с детьми? Переходите к преподаванию у взрослых. Пройдите курсы повышения квалификации, получите второе дополнительное образование, поучаствуйте в профессиональных конкурсах. Идея для самых смелых – каждые 5–7 лет менять сферу деятельности.