Дислексия у ребенка

ЭКСПЕРТ — Елизавета МЕЛАНЧЕНКО, невролог

Я родила Максима в 23 года. Несколько месяцев просидела с ним дома, а потом пропало молоко, и мама предложила: «Возвращайся-ка на работу, а с внуком я сама справлюсь. Какая разница, кто будет из бутылочки кормить?» Так что сына я почти не видела, только по выходным да вечерами, если он еще не спал. Почитать сказку на ночь или просто пообщаться удавалось не каждый день. Только позже я поняла, что это было моей большой ошибкой.

САМОДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК

Сын рос спокойным, добродушным и смышленым. С раннего детства прекрасно занимал себя сам: отлично рисовал, неплохо лепил из пластилина и мог делать это часами. Я радовалась: какой самодостаточный ребенок, никаких с ним хлопот!
Тревожило одно: во дворе все сверстники Максима давно уже бойко лепетали, а наш – ни в какую. Детей сторонился, разложит на лавочке рядом с бабушкой свои машинки и возит их взад-вперед: «Ды-ды-ды».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Если ребенок долго не говорит, надо всеми возможными способами побуждать его осваивать речь. Например, тянется к яблоку – не давайте его сразу, пусть сначала попытается попросить. Как можно больше общайтесь с ребенком. Показывайте ему предметы, четко называйте их, просите повторить. Еще у детей с дислексией очень важно развивать мелкую моторику рук -собирать конструктор с мелкими деталями, вырезать и клеить, лепить, плести…
 

ОТДАЕМ В ДЕТСКИЙ САД
Говорить сын с грехом пополам начал лишь к трем с половиной годам. Но очень нечетко, понять его было трудно. Дома мы привыкли, а вот на детской площадке ему было нелегко. Дружба ни с кем не клеилась, он становился замкнутым.
Как-то мы всей семьей поехали к друзьям на дачу. Их дочка Маша, ровесница нашего Макса, болтала без умолку, общалась и играла со всеми, наш же карапуз сидел букой, и растормошить его было невозможно. Контраст был разительным. Поразмыслив, мы с мужем, невзирая на бурные протесты бабушки, решили отдать сына в детский сад.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Если есть подозрение на дислексию у ребенка, очень важно не ждать до последнего, что все пройдет само. Засомневались, все ли в порядке с речью у ребенка? Сразу же покажите его логопеду. Разновидностей дислексии много. Иногда ребенок вполне нормально говорит, но при этом у него плохо развито фонематическое восприятие, то есть ему сложно отличить одни звуки от других. Каждое нарушение имеет свой способ коррекции, поэтому очень важно точно поставить диагноз. В этом поможет специальное тестирование. Логопед просит ребенка повторить слова и отдельные слоги, прислушивается к его произношению, определяет, насколько тонко развито его ухо.

ЗАНИМАЕМСЯ С ЛОГОПЕДОМ
Нас сразу определили в логопедическую группу, и дома мы тоже взялись за Макса капитально. Занимались с ним по логопедической азбуке, специальным развивающим карточкам, которые посоветовали в саду, делали упражнения для мышц языка, по дороге в сад учили песни и стихи, а дома читали вслух сказки и потом вместе обсуждали. И хотя сын по-прежнему оставался не слишком разговорчивым и слов в его багаже было не густо, многие проблемы удалось решить. Когда пришла пора идти в школу, Макс был подготовлен не хуже других детей: знал все буквы, читал по слогам и целыми словами, правда, не очень быстро.

 

В классе сначала все шло хорошо, но затем Макс стал отставать. Главные проблемы возникали при чтении и пересказе. С текстами по полстраницы он успешно справлялся, но на больших объемах начинал буксовать.

 

КОГДА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?
•    Если малыш не выговаривает звук [р], замещая его на  [л];
•    плохо произносит шипящие;
•    путает близкие по звучанию звуки [м – н];
•    меняет шипящие [щ, ч] на свистящие [ц, с].

Мы попали к замечательнойучительнице. Она давала Максиму особые задания, часто занималась с ним отдельно после уроков. Иногда мы с ней встречались, чтобы выработать единый план действий. Так общими усилиями окончили четвертый класс. С тройками, конечно, но за прилежание и старание Максу точно можно было поставить пятерку.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Специфические и постоянно повторяющиеся погрешности в речи и письме – вполне простительное дело для младшеклассника. Обычные дети с ними быстро справляются, а вот их ровесники-дислексики продолжают топтаться на месте. Самые распространенные – оптические описки (зеркальное написание «Я – R»), неточное соотнесение звука и буквы, пропуски гласных и согласных («скамейка – камейка», «паровоз – парвоз»), добавление и перестановка звуков и слогов («лопата – лотапа»). Чем тяжелее дислексия, тем многочисленнее и разнообразнее ошибки. Нарушается понимание прочитанного как на уровне отдельного слова, так и всего текста. Ребенок начинает заменять слова похожими («вылетел – влетел»), существительные и прилагательные не согласуются друг с другом, «хромают» падежи. К плохим отметкам добавляются сложности в общении с учителями и сверстниками.

ПОПЫТКА НОМЕР ДВА
В пятый класс мы перешли с радостью и надеждой. Но уже во второй четверти столкнулись с новыми проблемами. На родительском собрании выяснилось, что сыном недовольна англичанка. А учительница по русскому просто молча положила передо мной его тетрадку с последними диктантами, всю красную от замечаний. Мы пробовали зазубривать слова, писали их по сто раз, но через несколько дней он опять спотыкался на них же, делая самые нелепые ошибки. Например, вместо «колбаса» писал «калваса», постоянно путал парные согласные…
Выход подсказала школьный психолог. Она убедила нас снова обратиться к логопеду. В 12 лет Макс опять пошел в коррекционный центр, безумно стесняясь этого.  «Там одни малявки, – бурчал он. – И задания дебильные, про зайчиков и белочек».
Тут я по-настоящему зауважала сына: он очень хотел победить свои проблемы и шел к цели, несмотря ни на что. Подолгу стоял перед зеркалом и выговаривал разные звуки: «лы-ла-лу-ло; ва-вы-во-ву». Вместе с ним мы выполняли и разные задания по дидактическим пособиям.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Пятый класс для дислексика всегда чреват срывами. Резко возрастает количество предметов, на смену одному знакомому учителю приходят сразу много… На фоне этих перемен возможен срыв, когда возвращаются, казалось бы, уже благополучно решенные проблемы, и снова нужна помощь логопеда-дефектолога. Причиной срыва может стать и психологическая травма, даже несильная: конфликт с учителями или одноклассниками, смена школы. Такое возможно и в седьмом, и даже в девятом классе.
Методики коррекции для 12–14-летних, по сути, такие же, как и для маленьких: упражнения по развитию речевых навыков, концентрации внимания, совершенствованию звукового анализатора. Очень важно найти врача, который умеет работать с подростками, находить с ними общий язык. Очень полезны аудиокниги. Когда школьник одновременно читает текст и слушает его же в наушниках, то за счет подключения разных органов чувств восприятие намного лучше.

КАК ГОВОРЯТ РЕМЕСЛА

Признаться, больших результатов от посещения коррекционного центра мы не ожидали, и все же он немного помог нам. У Макса по-прежнему не очень клеилось с учебой, но ситуацию удалось стабилизировать – по крайней мере он получал свои твердые тройки. Но мы чувствовали, что для психического комфорта сына этого явно недостаточно. В конце концов, он подросток, ему как никогда важна высокая самооценка. Я чувствовала себя обязанной помочь сыну поверить в себя.
И я предложила Максу серьезно заняться тем, что всегда у него отлично получалось, – лепить и рисовать. Первый раз я привела его в художественную студию буквально за руку. Но уже через неделю поняла: сработало! Сын бежал на занятия просто сломя голову. И не мудрено: там он был лучшим, даже несмотря на то, что многие дети были на несколько лет старше.
Сейчас Максиму 16 лет, он учится в художественном училище на краснодеревщика, уже победил на конкурсе ученических работ. Школу вспоминает как страшный сон. Последние несколько лет он не занимался с дефектологом, но проблемы с речью стали совсем незаметными. А писать ему почти не приходится.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Для детей с дислексией особенно важно найти любимое занятие. Героиня совершенно права, отдав мальчика в художественную школу: дислексиков надо ориентировать на специальности, в которых их недостаток будет не заметен или не важен. Если художественных способностей нет, не беда: такие дети могут стать, например, хорошими делопроизводителями, ведь сегодняшние компьютерные программы сами подчеркивают ошибки и предлагают варианты исправления. В общем, выход есть, главное – помнить, что дислексия – не приговор. И конечно, она не имеет ни малейшего отношения к интеллекту: дислексики – такие же умные и сообразительные, как их сверстники, просто им надо помочь проявить себя.

МОИ ВЫВОДЫ
1.    Если у ребенка не клеится с учебой, нельзя обвинять его в глупости и лени. Взрослому надо понять самому и убедить ребенка, что он просто не такой, как все. У него немножко по-другому устроены мозги, и только поэтому он не вписывается в идеальную картину школьной успеваемости.
2.    При этом нельзя совсем забрасывать учебу. Пусть с трудностями, но получить образование нужно, и тут надо поддержать ребенка по максимуму.
3.    Главное для родителя дислексика – помочь тому обрести уверенность в себе, не дать почувствовать себя неудачником. Ребенок может перешагнуть через все трудности и стать успешным, даже не изжив до конца проблемы.

 

Вам также может понравиться

Какую роль  он играет в поддержке здоровья

7 октября 2024 г.

Ранее способность к разложению полиэтилентерефталата (пластика, широко используемого при производств …

4 октября 2024 г.

Уже несколько лет умы многочисленных пользователей будоражат приложения, которые позволяют увидеть с …

3 октября 2024 г.