Теория и практика / Психический комфорт

Стереотипы, которые мешают нам жить

У вас есть готовые ответы на все вопросы, ваш гардероб давно не обновлялся, вы не путешествуете, а во всех соцсетях у вас одни и те же френды? Ваш мозг в опасности, его срочно надо спасать.
Опубликовано: 31 мая 2016 г.

Мир вокруг нас изменчив, и к нему нужно постоянно приспосабливаться. Допустим, в кризис закрылся ваш офис, срочно нужна новая работа. Вы переехали в другую страну, где все другое, от языка до правил дорожного движения. Или вот дочь привела в дом молодого человека, который никак не коррелирует с вашими представлениями о ее будущем муже, а вам нужно быстро на него отреагировать и, желательно, никого не обидеть. Если мозг приучен и умеет быстро работать, вы справитесь. А вот если вы годами пичкали его сплетнями и сериалами, принять верное небанальное решение будет невозможно. Или, во всяком случае, очень трудно. Наша всеобщая привычка держать в голове набор реакций и мыслей «на все случаи жизни» похожа на забивание гвоздей микроскопом. Наш мозг от природы способен на многое. Но мы слишком редко его «включаем».

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Мы часто слышим, что новый опыт, новые интеллектуальные усилия, даже интересное общение, хобби или путешествия положительно влияют на мозг, на память, на мышление. Дело в том, что в процессе освоения всего нового в мозгу образуются новые нейронные связи. А чем больше нейронных связей, тем быстрее человек соображает и находит точные решения.

Еще в 40-х годах прошлого века канадский нейропсихолог Дональд Хебб выяснил, что нейроны, которые активны одновременно, рано или поздно установят прочные связи друг с другом. Другими словами, ансамбль нейронов, которые одновременно  активируются во время выполнения какой-то задачи, через энное число повторений (в процессе обучения, тренингов) будет работать гораздо слаженнее, а задача, выполняемая мозгом, будет решаться быстрее и с меньшим числом ошибок.

Как это выглядит на клеточном уровне? В процессе решения задач в мозге на дендритных ветвях (отростках) нейронов образуются новые синапсы (места контакта нейронов), через которые нейроны передают и получают информацию. Нейроны с 3-4 дендритными ветвями разрастаются в «деревья» с густыми и мощными кронами. В результате количество, качество и сила связей между разными нейронами умножаются в разы, в зависимости от сложности интеллектуальной нагрузки и времени тренировки. Кора головного мозга в прямом смысле растет и утолщается, гиппокамп, который вовлечен во многие процессы обучения и памяти, увеличивается в размерах.

ПОЧЕМУ ТАКСИСТЫ УМНЕЕ ВСЕХ

Именно поэтому у некоторых людей – в силу их обычных занятий – мозг работает лучше, чем у остальных. Угадайте, у кого в Лондоне самый развитый гиппокамп? У таксистов! Исследователи выяснили это с помощью МРТ. Таксистам приходится каждый день решать тысячи навигационных задач, соображать, как быстрее довезти пассажира до места назначения, держать в голове карту всего  Лондона, знать все его 25 тысяч улиц и ориентироваться в них хоть днем, хоть в темноте. Интересно, что эти эксперименты были повторены в 2006 году, и на этот раз ученые сравнивали лондонских таксистов с водителями автобусов. Оказалось, у последних гиппокамп не был так хорошо  развит: автобусы ездят по определенным маршрутам, и водителям не нужно решать ежедневно подобного рода задачи. Такие профессиональные, связанные с работой, структурные и функциональные апгрейды мозга были обнаружены учеными у представителей многих профессий. У музыкантов лучше развита слуховая кора, у переводчиков, владеющих одним, а еще лучше двумя иностранными языками – речевая зона мозга, области Венике и Брока. У гимнастов, танцоров, которые постоянно работают над координацией движением и должны уметь контролировать положение тела в пространстве, – соматосенсорная кора. Даже регулярные занятия медитацией или йогой меняют мозг, его фронтальную область.

КОМПЬЮТЕР ВМЕСТО ГАНТЕЛИ

Другой пример – компьютерные игры. За последние 10 лет многие исследования показали, что умеренное увлечение играми улучшает зрительную память и внимание, скорость мышления и пространственное ориентирование, тренирует многозадачность и пластичность мозга. Компьютерная игра может даже научить общаться с противоположным полом или решать различные профессиональные задачи на работе, в университете или школе. Более того, как показали эксперименты, компьютерные игры могут в буквальном смысле программировать поведение человека в реальной жизни, особенно у детей, у которых еще не сформировались собственные стереотипы поведения. Так, игры с насилием программируют ребенка к более жестокому, агрессивному и антисоциальному поведению, тогда как про-социальные игры – к поведению взаимопомощи. Чрезмерное увлечение компьютерными играми негативно влияет на мозг, характер и поведение человека, делает его зависимым, фактически больным, а в некоторых случаях и социально опасным. Важно, что схожие паттерны влияния на мозг имеют интернет и телевидение. Они тоже могут обременить мозг стереотипами, и это нужно всегда иметь в виду.

ИЗ СООБРАЖЕНИЙ ЭКОНОМИИ

Как вообще в мозгу рождаются стереотипы? Думать – занятие энергозатратное, и даже очень. Поэтому сначала, в целях экономии энергии и времени, мозг предлагает быстрые решения проблем, лежащие на поверхности, некие паттерны поведения, эпигенетически впитанные с молоком матери, потом заученные, а часто и переученные в детстве в семье и школе, потом проверенные на практике и отшлифованные в университете, и наконец, осознанные и закрепленные как «принципы жизни» после 30-ти лет. Но быстрое решение априори не означает единственно правильное решение, зачастую наоборот. Это как в детской игре «съедобное-несъедобное», когда мы признаем съедобным сначала арбуз, потом пряник и колбасу, а затем, расслабившись и перестав думать, стул и ночную вазу… Многие из нас сначала делают что-то, а уже потом анализируют ситуацию. Лучше бы поступать наоборот, но мозг ленится, а эмоции бурлят… Именно поэтому мы вслед за остальными, «не приходя в сознание», сначала бурно возмущаемся шокирующей новостью в Фейсбуке, а потом узнаем, это был фейк, причем грубо пошитый. Причина такого «бараньего» поведения – именно в стремлении использовать доступные шаблоны (восторг, возмущение, молчание…). Это ведь просто и выгодно, не так ли?

Энергозатратные мысли

Мозг весит всего 2 % от массы тела (примерно 1,4 кг), но потребляет даже в момент покоя 20% всей энергии, которая производится телом. Он похож на эдакий тостер, работающий без перерыва 24 часа в сутки и сжигающий колоссальное количество энергии. Даже когда мы спим, этот прожорливый гаджет проводит миллионы и миллионы вычислений оффлайн и за 7-8 часов сна тратит примерно 300-400 ккал (сопоставимо с получасовым интенсивным бегом). У детей в раннем возрасте, когда образуются новые контакты между нейронами и происходит обучение на всех уровнях, от когнитивного до эмоционального и моторного, мозг вообще потребляет гигантское количество энергии, до 50-60%. Фактически, половина того, что съедает ребенок за день, идет на формирование его личности, навыков, характера, умственных способностей и привычек.

КОГНИТИВНЫЙ ФИТНЕС

Главный принцип, по которому работает наш организм, – все, что не используется организмом – постепенно деградирует. И к мозгу это имеет не последнее отношение. Все-таки он создан, чтобы думать. А если не думает, то сложные нейрональные связи упрощаются, количество синапсов уменьшается, плотность и толщина коры снижаются. Естественно, это не происходит за день или два ничегонеделания, нужны месяцы, годы. Фактически мозг ведет себя как мышца. Если есть ощутимая нагрузка, он растет, особенно кора, кровеносные капилляры разрастаются, кровоснабжение усиливается. А нет нагрузки, мозг превращается в «вялый помидор»: вроде форма и цвет те же, но что-то не то… Дело в том, что у нас в мозге огромное число генов, которые экспрессируются, то есть производят нужный белок, строго в зависимости от активности нейронов. Среди них многие синаптические белки, белки рецепторов мембран, ионных каналов, внутреннего цитоскелета дендритов нейронов и белков внеклеточного матрикса. Все может собираться, разбираться, как в конструкторе «Лего», и если что-то не используется, экономика и логика мозга такова, что выгоднее  если не полностью разобрать, то, по крайней мере, держать это в хозяйстве в самой простой, элементарной форме, что называется, «на всякий случай».

Но не стоит забывать об обратной стороне медали. Слишком сильные эмоции, изнурительный умственный труд, хроническое недосыпание приводят к разбалансировке многих медиаторных систем мозга, переактивации коры и гиппокампа глутаматом, что в итоге ведет к гибели нейронов и воспалительным процессам в мозге. Всегда во всем нужно находить середину. А интеллектуальную работу чередовать с физической. Подумал о вечном – и вперед, пылесосить квартиру или гулять с собакой.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА  

Чтобы тренировать мозг и поддерживать его в рабочем состоянии, надо постоянно его удивлять, заставлять работать по-разному. Нужно сломать привычный ход событий, внести новизну буквально во все, что вы обычно делаете изо дня в день, на автомате, не задумываясь. Ведь именно необычное стимулирует мозг, внимание и память.

СМЕНИТЕ ПОЛУШАРИЯ. Чистите зубы, застегивайте пуговицы на рубашке, печатайте на клавиатуре компьютера левой рукой (а если вы левша, то правой).

Механизм. Активизируется моторная кора правого полушария. Это благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

ПРЕВРАТИТЕСЬ В ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ. Передвигайтесь по собственной квартире, которую хорошо знаете, с закрытыми глазами. 

Механизм. Включаются сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не работают. Это также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

ОСВОЙТЕ НОВЫЕ МАРШРУТЫ. Ходите или ездите на работу непривычными маршрутами, пусть даже новый путь длиннее. Ходите по музеям и выставкам, больше путешествуйте, каждый отпуск проводите в новом месте.

Механизм. Развивается пространственная память. Последние исследования показали, что в результате даже слегка увеличивается размер гиппокампа.

ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ РУТИНЫ. Почаще меняйте интерьер в квартире и офисе, переставляйте вещи на рабочем столе. Обновляйте картинку рабочего стола на компьютере. Готовьте дома новые блюда и пробуйте в ресторанах экзотические кушанья. Экспериментируйте с парфюмерией.

Механизм. Резко активизируются органы чувств. Новизна стимулирует сенсорные входы мозга, становится прочнее ассоциативная память.

УЧИМСЯ РИТОРИКЕ. Даже на банальные вопросы типа «как дела?», «что нового?» старайтесь отвечать нетривиально. Откажитесь от стереотипов, пустых, ничего не значащих фраз, каждый раз придумывайте новые ответы. Запоминайте анекдоты, придумывайте новые шутки и обязательно делитесь ими со знакомыми.

Механизм. Стимулируется левая височная область мозга, зона Вернике, отвечающая за понимание информации, и центр Брока, ответственный за связную речь.

 

 

 

 

Автор: Олег Сеньков
Опубликовано: 31 мая 2016 г.

Комментарии

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума