Подпишись на новости

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Все видели таких детей и недобрым словом поминали плохо воспитавших их родителей? На самом деле эти дети больны.

 

Гиперактивный ребенок все время в движении, ни одного дела не доводит до конца, на замечания не реагирует. Он "заводит" класс и достал уже всех: и учителей, и родителей, и детей! Однако основной признак заболевания – рассеянное внимание: ребенок не может сосредоточиться ни на чем, будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

 

БОЛЕЗНЬ ВЫБИРАЕТ МАЛЬЧИКОВ

 

Раньше эта патология как только не называлась: "легкая дисфункция мозга", "гиперкинетический синдром", "двигательная расторможенность"... В последние годы врачи остановились на названии "синдром дефицита внимания с гиперактивностью".

 

В среднем в мире насчитывается от 2 до 20% гиперактивных детей, однако статистика по странам сильно разнится.

 

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Чаще всего оно проявляется в 6–12 лет, когда "живчик" идет в школу и выясняется, что он и сам не может учиться, и другим мешает. И тут проблема из медицинской превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Мировая статистика подтверждает: среди малолетних правонарушителей много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

 

ПОРТРЕТ НЕПОСЕДЫ ФИЛА

 

Впервые ребенка с подобной патологией описал немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман и дал ему прозвище Непоседа Фил; с тех пор врачи так и называют детей с этим синдромом.


В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не до конца созрели высшие мозговые функции. На уроках он часто отвлекается и делает много ошибок. Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не из-за слабого интеллекта, а из-за нарушения восприятия. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут – потом его мозг "отключается" на 3–7 минут, накапливая энергию для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует.
Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, открывает ящички стола... Он многоречив, в разговоре перескакивает с одного на другое. Может страдать тиками, гримасничать, совершать навязчивые движения. Он часто натыкается на углы, не умеет стоять на одной ноге, иногда страдает нарушениями тонкой и грубой моторики. У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.


Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, часто возникает чувство страха, тревожность и беспокойство. Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить, поэтому у него мало друзей. Трудно складываются отношения и со взрослыми: наказания на него не действуют, а похвалы не стимулируют. Поощрение должно быть очень весомым, чтобы Фил стал вести себя лучше.

 

ПОЧЕМУ?

 

Сегодня ученые считают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть вызван тремя группами причин, которые часто переплетаются.

 

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

 

Если вовремя обратиться к врачам и вплотную заняться лечением неугомонного непоседы, к 14–15 годам чрезмерная активность утихнет, а до окончания школы значительно снизится импульсивность. Дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.
Последнее, впрочем, – вовсе не повод для отчаяния. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей. Как видите, не все так плохо
.

 


Биологические причины:
*осложнения во время беременности матери: перенесенная краснуха, прием некоторых медикаментов, несовместимость (резус-конфликт) крови матери и ребенка;
*осложнения во время родов: гипоксия плода, травмы ребенка;
*болезни ребенка: отравление угарным газом, энцефалит, менингит, патология сердца;
*генетическая предрасположенность – по некоторым данным, она встречается в 20–30% случаев и передается по линии отца;
*алкоголизм и психические заболевания родителей.


Влияние окружающей среды
:
- в последние годы появились сообщения, что гиперактивность у ребенка могут вызвать некоторые пищевые добавки;
- имеются наблюдения, что при исключении из рациона продуктов с большим содержанием салицилатов гиперактивность снижается. Этих веществ много в маслинах и кофе; в небольшом количестве они есть в апельсинах, землянике, яблоках, сливах, вишне, малине, винограде.


Социальные причины: в неполных, малообеспеченных семьях с плохими жилищными условиями гиперактивные дети встречаются чаще.

 

ГЛАВНОЕ – НЕ ОШИБИТЬСЯ

 

Прежде чем поставить диагноз "синдром дефицита внимания с гиперактивностью", педиатр должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней, в том числе таких серьезных, как шизофрения, эпилепсия… С другой стороны, повышенная двигательная активность встречается и у вундеркиндов, которым в школе просто скучно.

В конце концов бывают просто очень живые, темпераментные дети.

У подростков временная импульсивность и гиперактивность может быть реакцией на кризис в семье или конфликт в школе. Порой поведение ребенка изменяют лекарственные препараты – в частности те, что применяются при бронхиальной астме.

 

СПОРТ ДО СЕДЬМОГО ПОТА

 

В развитых странах СДВГ давно и успешно лечат медикаментозно, стимулируя выработку допамина. Улучшение наступает у 70–90% детей, особенно у дошкольников и младших школьников. В России эти препараты не зарегистрированы, а значит, не производятся и не закупаются.

Скоро в России будет разрешен к применению препарат атомоксетин, влияющий на уровень норадреналина. Он хорош для лечения подростков и взрослых.

Однако до сих пор некоторые российские врачи лечат таких детей ноотропами и успокоительными средствами, хотя теперь, когда науке известно, какие химические процессы в мозге вызывают СДВГ, такое лечение по меньшей мере некорректно. Гиперактивность, к сожалению, в отечественной медицине даже не выделена в отдельное заболевание, а включена вместе с другими неврологическими проблемами в невнятный диагноз "минимальная мозговая дисфункция".


Очень хорошие результаты дает сочетание физкультуры, психотерапии и психолого-педагогической коррекции.

Во-первых, нужно организовать их двигательную активность. У живчиков в организме много норадреналина и адреналина в состоянии покоя – эти гормоны в большом количестве в норме выделяются во время стресса. Получается, что непоседы постоянно находятся в состоянии стресса. Таким детям необходимы постоянные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так "выгуливать", чтобы придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны.


Во-вторых, надо учить их расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков можно уже учить медитировать – сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени.


В-третьих, нужно создать правильную обстановку вокруг гиперактивного ребенка.
* Непоседе нужна своя комната, где преобладали бы спокойные тона и не было зрительных раздражителей – картин, зеркал... Игрушки, когда ребенок ими не пользуется, надо убирать.
* Строго соблюдайте режим дня: размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам.
* Хвалите непоседу всегда, когда он этого заслуживает. Вместо того чтобы запрещать, отвлекайте ребенка, переключайте его внимание. Сами будьте как можно спокойнее, разговаривайте с непоседой тихо.

Родителям гиперактивных детей нужна помощь психотерапевта. Он научит их, как соблюдать спокойствие в общении со сложным ребенком.


* Идеальный вариант – найти школу, где используют особые педагогические подходы и методики обучения для гиперактивных детей. Каждый ученик сидит отдельно, на расстоянии от других, в кабинетах мало отвлекающих предметов... При этом объем изучаемого материала остается таким же, как в обычных классах.

 

 

Конкурс

«Спортивное вдохновение» Подведены итоги конкурса! Спасибо всем участникам, поздравляем победителей!

Звезды говорят

Деми Мур
Не мерзни! «Актриса уверена, что нет ничего лучше имбирного чая. Этот напиток не только помогает ей согреться и поправить здоровье, но и ускорить процесс метаболизма благодаря большому количеству эфирных масел, содержащихся в имбире. Также имбирный корень богат аминокислотами, содержит витамины А и С, а в сочетании с медом, лимоном, мятой и мелиссой – просто незаменимый продукт. »
Еще совет Еще по теме