Подпишись на новости
Теория и практика / Психический комфорт

Не сгореть на работе

Это случается внезапно. На преуспевающего энергичного человека наваливается усталость, мысль о работе вызывает тошноту. Коллеги говорят: "Нервы расшатались". А психолог ставит диагноз: синдром эмоционального сгорания.
Опубликовано: 6 августа 2013 г.
Тэги: стресс

Синдром эмоционального сгорания – самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, менеджеров, продавцов, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков... "Этакая плата за сочувствие", – грустно шутят психологи. Развивается синдром постепенно. Три стадии – как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности.


Первая стадия – чувства становятся приглушенными,  человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену. Даже любимая еда кажется безвкусной. Возвращаясь домой, все чаще хочется крикнуть: "Не лезьте ко мне, оставьте в покое!"


Если не предпринять мер, наступит вторая стадия. Ее основная примета – раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться, будь то домочадцы, клиенты или коллеги. Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей.

Третья стадия – полный крах специалиста. С одной стороны, утрачиваются профессиональные ценности, появляется своеобразный пофигизм и циничное отношение к людям; с другой – как будто выгорает все внутри. По привычке специалист еще сохраняет внешнюю респектабельность, но если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и некоторая скованность движений.


Ему становятся безразличны другие люди, любимая раньше работа и он сам. При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы – апатия и бессонница. От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино – однако улучшение не наступает.



СВЕТОЧИ, СПАСАТЕЛИ, ЧЕРВОНЦЫ И ТРУДОГОЛИКИ


Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно прежде всего правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, исповедующие четыре распространенных мифа. Проверьте: не ваша ли это позиция?


Миф первый: "Жить надо для людей".


Основная идея этого мифа – "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства : у них не может быть просто любви и просто работы – лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть.

НАЧНИ ЗАНОВО


Смена деятельности – лучшее лекарство от эмоционального сгорания. Если есть возможность, поменяйте работу кардинально: из социального работника – в менеджеры. Если нет, измените направление деятельности. Раньше работали с детьми? Переходите к преподаванию у взрослых. Пройдите курсы повышения квалификации, получите второе дополнительное образование, поучаствуйте в профессиональных конкурсах. Идея для самых смелых – каждые 5–7 лет менять сферу деятельности.

Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом – выше их сил.


Советы для "светочей":


• Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.


• На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что – коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.


• Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.


Миф второй: "Если не я, то кто же?"

Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников – друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик… Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них – единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.


Советы для "спасателей":


• Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.

 

• Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.

 

• Лучший способ позаботиться о человеке – помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.


• Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж это нужно?" и "Может, он справится сам?".


Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".


Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе: ведь люди могут обидеться! Окружающие этим пользуются, и постепенно под улыбкой "червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие изнутри.


Советы для "червонцев":


• Есть замечательный афоризм: "Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.


• Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.


• Научитесь говорить "нет!", не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.


• Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, – таким образом человек манипулирует вами.


Миф четвертый: "Работа превыше всего!"


Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне – "все выше, и выше, и выше!". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.


Советы для трудоголиков:


• Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время! Научитесь отдыхать

• Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте в офисе все деловые бумаги и мысли.


• Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.


• Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 – театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение.


• Если вы женщина, перед выходом из офиса пользуйтесь другими, более легкомысленными, чем обычные, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.

 

 

 

 

 

Автор: Анна БАРИНОВА
Опубликовано: 6 августа 2013 г.

Комментарии

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума

НАУКА ДЛЯ ЖИЗНИ

Накося выкуси! «Столкновение с мошками особенно неприятно: эти «вампиры» не прокалывают кожу в поисках крови, а выкусывают ее микроскопические кусочки, отчего укус мошек значительно больнее, чем, например, комариный.»
Другой факт Читать статью
 

Конкурс

«Спортивное вдохновение» Подведены итоги конкурса! Спасибо всем участникам, поздравляем победителей!