Подпишись на новости
Теория и практика / Психический комфорт
Источник: www.flickr.com

Прокачай свой интеллект лекциями!

Хотите повысить социальный статус, расширить границы сознания и возвратить восприимчивость? Отправляйтесь слушать публичные лекции – сейчас они превратились в антиэйдж-вариант досуга.
Опубликовано: 24 июля 2013 г.




Бывают в жизни моменты, когда сталкиваешься с вещами, которых не знаешь,  а надо бы, и восклицаешь, досадуя на себя – ну почему же я не выучил этого в школе! Посетители современных публичных лекций хотят многого: узнать, скажем, больше о творчестве  Кандинского и археологии кочевых народов Монголии, поговорить о классической проблеме Юма и феромонах, посмотреть артхаусный фильм и поспорить – в самом деле режиссер гений или только притворяется. Если рассудить, существует огромное количество потрясающе интересных вещей, в которых мы ничего не смыслим – но при желании можем разобраться. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна Фадеева, сотрудник института психологии Российской академии наук, психофизиолог, нейро- и патопсихолог, практикующий психотерапевт:


- Когда мы осваиваем новые области знаний, в мозге запускается процесс реювенилизации. Мы словно впадаем в детство, возвращаем себе часть утраченных с возрастом способностей. Ведь ребенок постоянно чему-то учится, мозг его пластичен. Нейроны образуют новые функциональные связи, тем самым «закрепляя» полученные знания.
Обучаясь в зрелом возрасте, мы запускаем аналогичные процессы – и это омолаживает мозг. При этом не суть важно, что именно изучать. Главное – интеллектуальная загрузка, формирование самого умения учиться. Исследования показали, что люди с высшим образованием реже страдают болезнью Альцгеймера. Так что постоянная интеллектуальная активность позволяет нам сохранить ясность ума.

Толчком к «интеллектуальному приобретательству» может послужить что угодно. Новые знакомые, которые знают то, чего не знаешь ты. Желание реализовать детские мечты (всегда мечтала посмотреть на звезды в телескоп, да как-то случая не было). Просто доказать себе – ты умная и можешь хоть в шахматы по интернету играть, хоть лекцию о квантовой механике целиком высидеть (еще, глядишь, и понравится). Дальше – больше: как говорил Сократ, чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что не знаешь ничего. Нормальное человеческое стремление – пытаться заполнить эту пустоту в сознании конкретными сведениями.  Кроме того, новые знания расширяют границы нашего «я», дают возможность почувствовать себя значительной частью общества в частности и мира – в целом. Публичные лекции, если хотите, безопасный способ для множества людей «расширить сознание».

Еще одна деталь, подстегивающая интерес нынешней публики к лекциям, - это новые формы их проведения. Многие современные публичные лекции проходят в новом формате edutainment (от англ. education - «образование» и entertainment – «развлечение»). Все началось с западных университетов, где профессора вместо занятий начали устраивать для студентов шоу, чтобы те наконец перестали зевать и хоть что-то запомнили.

Эдьютейнмент предполагает, что встречи проходят в неформальной обстановке и здорово напоминают общение старых друзей, пусть те и видят друг друга впервые в жизни. Точки пересечения – бары и кафе, парки и даже спортзалы, где можно крутить педали на тренажере и одновременно обсуждать труды Канта. Все подробности – место, время, деньги – анонсируются заранее на тематических сайтах вроде «Теории и практики».

Впрочем, люди встречаются и на известных академических площадках – на искусствоведческих лекциях в Третьяковке и Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Историческом музее и МГУ. Слушают лекции по архитектуре в Центральном Доме архитектора, по философии – в Политехническом и стекаются на выступления известных дизайнеров на «Винзавод».
Плюс таких лекций не только в том, что вы выбираете самую интересную для вас тему и слушаете лектора – часто специалиста очень высокого уровня! - в приятной обстановке за небольшие деньги или вовсе бесплатно.

Разумеется, популярность публичных лекций завязана не только на поиске своей тусовки. Как бы прокомментировал создатель известной «пирамиды человеческих потребностей» Маслоу, решив самые насущные проблемы, связанные с непосредственным выживанием, мы начинаем тратить энергию на самореализацию, в том числе интеллектуальную.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Татьяна Артамонова, 38 лет:
  - Я с удовольствием хожу на лекции. Конечно, можно спросить: почему бы не почитать литературу по теме или не поискать информацию в интернете? Я думаю, дело вкуса. Мы ходим в рестораны и пробуем блюда от шеф-поваров не потому, что дома есть нечего, мы хотим прикоснуться к настоящему мастерству, красоте. Само ораторское искусство лектора может доставить настоящее удовольствие, о чем бы он ни говорил,  хотя это далеко не главное.
Например,  недавно я была на лекции, посвященной культуре Китая - " Книга перемен - искусство быть умным". Ее читал потрясающий лектор: знает 9 языков, перевел кучу китайских  текстов, занимался теорией построения цивилизаций и т.д. Это явно  человек неординарный. Мне интересно, говоря литературным языком, прикоснуться к его Вселенной.
Кстати, Оскар Уайльд известность приобрел во многом благодаря публичным лекциям, которые читал в США, нарядившись в бархатный камзол. А чем наш историк моды и телеведущий Александр Васильев - не новейшая звезда в шарфе? Вдруг, придя на его лекцию по истории костюма, я прикоснусь к  легенде нашего века! Интересно же!


Вот только способен ли мозг взрослого человека вместить всю ту информацию, которую нам захотелось в него вложить? Ведь считается, что с возрастом способность усваивать новое неуклонно падает, и нам уже не светят те гениальные озарения, что бывают почти у каждого ребенка в молочном детстве.

«У мозга каждого человека есть огромный резерв – так называемые «молчащие» клетки, - успокаивает психофизиолог Татьяна Фадеева.  – Это нейроны, которые на данный момент не используются. Как только появляется необходимость усвоить новые знания, свободные нейроны перестраиваются и объединяются в функциональные системы. В результате мы запоминаем новую формулу или, допустим, осваиваем сложную йогическую асану. У детей возможности мозга практически безграничны. Но и у взрослых сохраняется большой потенциал».

Наш организм – система крайне прагматичная. Если органы не загружаются активной работой, то на них природа начинает экономить. Мало двигаешься? Значит, нет смысла тратить ресурсы на поддержание крепости в мышцах и скелете.

С этой точки зрения посещение лекций – самая что ни на есть антиэйдж-практика. Это как фитнес для тела – хочешь быть в тонусе, напрягись. Судя по посещаемости сайтов, где размещены видеолекции специалистов ведущих университетов мира по самым разным темам, поток людей, прокачивающих свой интеллект, постоянно увеличивается. Глядишь, лет через пятьдесят, в роли мирного пенсионера, ты не фикус будешь компостировать, как тот контролер-пенсионер из «Амели», а продолжать ходить на лекции – и все это в здравом уме и твердой памяти.

Кстати, о пенсионерах. Хождение по всевозможным семинарам и лекциям – обычная практика западных граждан преклонного возраста. В США, например, для них существуют специальные антиэйдж-программы. Пенсионеры бодро стекаются по утрам в учебные центры и университеты, где им рассказывают о географии и экономике, об этике и политике и прочие интересные вещи, не имеющие непосредственного отношения к их повседневной жизни, зато активизирующие работу головного мозга.
У нас на лекции в основном ходят активные люди в возрасте от 25 до 40 лет. Самые популярные дисциплины – гуманитарные, точными науками интересуются пока меньше. Прекрасно то, что никого не волнует, был ты в школе ботаном или двоечником. Ведь сейчас ты пришел слушать лекцию – а это означает, что покорена еще одна ступенька пирамиды Маслоу. Еще несколько таких шагов – и ты на вершине мира. Заманчиво, правда?

Автор: Лида Удодова
Опубликовано: 24 июля 2013 г.

Комментарии

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума

НАУКА ДЛЯ ЖИЗНИ

Как повысить уровень серотонина? «Если в семье каждый пустяк воспринимается как повод для уныния, постепенно плохое настроение становится для человека нормой, и он привыкает жить с пониженным содержанием эндорфинов. Как же самостоятельно справиться с ситуацией и повысить выработку "гормонов радости"? »
Другой факт Читать статью
 

Конкурс

«Спортивное вдохновение» Подведены итоги конкурса! Спасибо всем участникам, поздравляем победителей!