Подпишись на новости
Люди и истории / Личный опыт

Наталья Мулл, 41 год: "В 30 лет я научилась играть на скрипке"

В детстве героиню этой истории считали неспособной к музыке и не принимали в музыкальную школу. Но она выросла, выучилась играть на скрипке – и жизнь ее волшебным образом изменилась.
Опубликовано: 12 октября 2016 г.

НЕГЕНИАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Многих моих подруг в детстве родители гоняли в музыкальную школу из-под палки, а у меня все было наоборот.  Я любила петь и мечтала учиться музыке – но меня не принимали! Советские музыкальные школы образца 80-х были нацелены на подготовку учеников чуть ли не к консерватории. У меня в то время никто особых талантов не обнаруживал, поэтому профи я была неинтересна. Максимум, что мне предлагали – гобой и флейту. Но я-то грезила о скрипке. Мне очень нравилось, как она звучит…

Впрочем, совсем без музыки я не осталась – в школе, где я училась, репетировал вокальный ансамбль, и подруга затащила меня на занятия. Выступать на сцене я не рвалась, потому что после отказов в музыкалке была не уверена в себе, очень стеснялась и нервничала. Но в группе петь мне нравилось, и в ансамбле я занималась с удовольствием. Потом была музыкально-хоровая студия во дворце культуры по соседству. Здесь не считали, что музицировать могут только гении, и брали всех желающих. Так что в течение следующих лет я штудировала теорию музыки и училась играть простенькие пьески на фортепиано. Потом было пение в университетской капелле – но мыслей о скрипке я не оставляла.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ

Окончив университет, я решила круто изменить свою жизнь и уехала работать и учиться в Германию. Удивительным образом сложилось так, что первые годы я жила в доме музыкантов. Мать с отцом играли на виолончели, маленькая дочь – на скрипке.  Они постоянно репетировали дома, плюс у меня была возможность ходить на самые разнокалиберные концерты. Словом, мотивации осуществить детскую мечту было хоть отбавляй. Решила – таки буду учиться играть на скрипке!

Мне было почти 30 лет, когда я отправилась на свой первый урок. Учителя найти было несложно – в Европе многие начинают играть уже во взрослом возрасте. С преподавателем мне повезло, она терпеливо сопровождала меня на пути укрощения инструмента. Большим облегчением было и для нее, и для меня, разумеется, что ей не приходилось обучать меня азам музыкальной грамоты.

Я брала уроки раз в две недели, но ежедневно занималась дома сама. Минимум по 20 минут, но обычно час-полтора. Играть я могла только по вечерам, после университета и работы. А шуметь в Германии после 19 часов запрещено. Поэтому купила недорогую электронную скрипочку и репетировала в наушниках. С воодушевлением разучивала несложные «разминочные» пьески, которые обычно, конечно, играют в глубоком детстве. Но для меня это был серьезный этап в обучении. 

Скрипка и немножко нервно

Я тогда зарабатывала на жизнь репетиторством и просто валилась с ног по вечерам, потому что иногда преподавала по десять часов в день. Скрипка стала настоящим спасением! Во время игры голова полностью переключается на поставленную музыкальную задачу, и совсем неважно, что какой-то четырнадцатилетний оболтус не хочет учить латинские слова, а контрольная на носу, и родители ждут от меня результатов, хотя я-то слова знаю, но контрольную, к сожалению, писать не мне... Как способ снятия стресса игра на скрипке срабатывала на 100 %!

 РОЖДЕСТВО И МУЗЫКА

Время шло, и знакомые начали втягивать меня в домашние концерты под предлогом, что, конечно, можно заниматься «для себя», но это как писать «в стол». Да и вообще – играть на струнных, по их глубокому убеждению, означает играть с другими, не в одиночестве. На Рождество мы всегда репетировался «Рождественский концерт» Корелли или «Канон» Пахельбеля, в которых их школьница-дочь брала на себя первую скрипку, я, как  начинающая, играла вторую, а родители исполняли все остальные партии. Это были очень веселое времяпрепровождение. В Сочельник мы собирали наши инструменты и шли через сад к соседям. У нас сложилась добрая традиция встречаться после службы в церкви в ожидании немецкого Деда Мороза за чашечкой глинтвейна – и непременно с музыкой. Соседи тоже готовили музыкальные номера, все было волшебно и атмосферно.

КОНЦЕНТРАТ ЭНТУЗИАЗМА

Как-то мне на глаза попалось объявление, что набирается камерный оркестр для музыкального проекта в церкви. Я решила попытаться - и была принята с распростертыми объятиями, несмотря на отсутствие опыта и совсем недолгую карьеру скрипача. Здесь, в Германии, церковная музыка выживает за счет любителей. Большинство церковных хоров и оркестров состоят из людей разных профессий, музыка – их хобби. Большую и надежную часть составляют пенсионеры.

Конечно, на концерты почти всегда приглашаются профессионалы для усиления и поддержки партии. У них большой опыт, и они всегда находят быстрый выход из непредвиденных ситуаций, которых из-за волнения на концертах бывает предостаточно. Кстати, многие профессионалы очень любят играть с любителями. По их словам, только здесь они чувствуют неимоверно высокую концентрацию энтузиазма, энергии и безграничной любви к музыке, что нередко уходит на второй план в их профессиональной жизни.

После того первого опыта были другие любительские оркестры. Сейчас  я играю один раз в неделю в камерном оркестре при церкви недалеко от дома. Два раза в год мы даем концерты – на Рождество и в начале мая. Мои близкие, муж и ребенок, с удовольствием приходят нас послушать. Первый концерт мой сын отсидел в два с половиной года с открытым ртом и не издав ни звука. После концерта к нему подходили восхищенные бабушки из публики и хора и хвалили за такое «стоическое поведение». Сын сам очень любит петь и с удовольствием экспериментирует на своей детской гитаре и легких ударных инструментах.

Я бы очень хотела, чтобы он учился музыке. Разумеется, я не собираюсь его принуждать. Но думаю, что немного сориентировать в «правильном направлении» не помешает. С трех лет вожу его на развивающие музыкальные занятия, а через год-другой все-таки попробую увлечь его идеей занятий на каком-нибудь инструменте. А себе ставлю цель когда-нибудь перебраться к первым скрипкам в оркестре!  

АВГУСТ В БУДАПЕШТЕ

Уже не помню, кто прислал мне по электронной почте объявление о наборе на международный курс камерной музыки для любителей, который регулярно проходит в августе в Будапеште. Я сразу загорелась этой идеей и послала заявку. Надеялась, что будет интересно, но реальность превзошла все мои ожидания…

Через пару недель мне пришли ноты от организаторов. Мне достались три коротеньких пьесы Шостаковича для двух скрипок с фортепиано, соната Шуберта для скрипки и фортепиано, а также концерт Вивальди для четырех скрипок. Я не знала заранее, с кем буду играть. Мы все перезнакомились на концерте в день приезда. Сокурсники оказались неимоверно увлеченными и интересными людьми со всего мира. Мы жили бок о бок все эти две недели, играли по 6-8 часов в день, вместе ходили обедать, вечером встречались в барах за пивом и разговорами… По большей части это были европейцы и американцы, самых разных возрастов и профессий. Самой старшей участнице было 85 лет! С некоторыми сокурсниками я до сих пор переписываюсь. С одной девушкой-скрипачкой мы даже обменялись визитами: я встречала Новый год у нее в Париже, а потом через полгода принимала ее у себя в Нюрнберге.

Этот первый курс стал для меня настоящим открытием. После двух недель в Будапеште я вернулась домой в Нюрнберг потрясенной и счастливой, стояла на вокзале и не могла понять – кто я, где я? Я приезжала в Будапешт в следующие два года. Надеюсь, когда сын подрастет, смогу снова увидеть этот город, полный очарования и музыки.

СКРИПКА НАВСЕГДА

На одном из курсов я играла с человеком, страдавшим рассеянным склерозом. Это был совсем нестарый мужчина лет сорока, который мог сам сделать только несколько шагов и большую часть времени проводил в инвалидной коляске. Но поскольку он мог сидеть, руки знали свое дело, он играл на скрипке. Год спустя он уже не смог приехать, но люди, его знающие, рассказывали, что он с вдохновением вспоминал этот курс.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ева Миллер, преподаватель по классу скрипки, Нюрнберг, Германия:

- Конечно, чем раньше начинаешь учиться, тем больше шансов действительно хорошо освоить инструмент. У детей просто бездонные запасы энергии, когда речь заходит о том, что им нравится и интересно. Но и взрослым желающим никто путь к музыкальному самовыражению не преграждает. Тем более, они обычно точно знают, чего хотят. Главное препятствие для новичков, как ни странно, нетерпение. Им сразу хочется сыграть какую-нибудь мелодию, а не просто «пилить» по струнам туда-сюда, прислушиваясь к качеству звука. На самом деле, это самое трудное - научиться свободно владеть смычком. Интонацию и технику можно натренировать гораздо быстрее. У новичков он всегда предательски норовит взвизгнуть и хрюкнуть в самый неподходящий момент. Но главное – не разочаровываться и не бросать занятия!

 

 

 

 

 

Опубликовано: 12 октября 2016 г.
Журнал "Здоровье" №7-8 2015 Журнал "Здоровье" №7-8 2015
Журнальный заголовок: "Надежды маленький оркестрик"

Комментарии

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума

НАУКА ДЛЯ ЖИЗНИ

Накося выкуси! «Столкновение с мошками особенно неприятно: эти «вампиры» не прокалывают кожу в поисках крови, а выкусывают ее микроскопические кусочки, отчего укус мошек значительно больнее, чем, например, комариный.»
Другой факт Читать статью
 

Конкурс

«Спортивное вдохновение» Подведены итоги конкурса! Спасибо всем участникам, поздравляем победителей!

Звезды говорят

Светлана Разина, певица
Ледяная красота «Чтобы придать лицу свежий, отдохнувший вид на весь день, протирайте его по утрам кубиками льда. Еще лучше, если это будет замороженный отвар трав или зеленого чая. Для тела я использую чудодейственный комплекс упражнений «Пять тибетских жемчужин», он занимает всего 10–20 минут, но помогает быстро взбодриться и почувствовать прилив сил.»
Еще совет Еще по теме