Подпишись на новости
Теория и практика / Психический комфорт

Игры разума

«Он опять просидел все праздничные дни у компьютера», - мы жалеем заядлого игрока и пытаемся вытащить его из виртуального мира. А стоит ли?
Опубликовано: 9 января 2009 г.

«Он опять просидел все праздничные дни у компьютера»,  - мы жалеем заядлого игрока и пытаемся вытащить его из виртуального мира. А стоит ли?

 

Играть с полной отдачей – искусство и способ выживания, считает доктор медицинских наук Эрнест ЦВЕТКОВ. Главное – избегать психологических вирусов и вовремя подниматься в компьютерной игре на новый уровень.

 

УРОВЕНЬ ПЕРВЫЙ. ВСЕ КАК В ЖИЗНИ

 

Никто не боится ухода в сон, в отличие от компьютерного зависания, а ведь с точки зрения специалиста это почти идентичные состояния.

ВВЕДИТЕ ИМЯ

Полная идентификация с героем компьютерной игры опасна, считают многие родители и учат детей играть "понарошку", как артисты на сцене. Но психиатры с этим не согласны. Сохранить свое "я", полностью растворясь в игре и герое, гораздо легче, чем актеру на сцене. Гениальные лицедеи испытывают кризис идентификации и задаются вопросом "кто я?" гораздо чаще, чем геймеры. А все потому, что компьютерные фанаты играют не для зрителя, а для себя, и всегда с полной отдачей.

Компьютерная игра – мощное средство психологической защиты. Мы садимся играть, когда чувствуем усталость от монотонных будничных  забот, и компьютерные игры способны выполнять роль антидепрессанта и адаптогена не хуже, чем бокал вина. Правда, есть и вероятность уйти в "игровой запой" для тех, кто к этому предрасположен. Тут играют роль те же факторы риска, что и при развитии алкогольной болезни: генетическая предрасположенность, психическая нестабильность…


Близкие "запойного геймера" прикладывают немало сил, чтобы отлучить его от компьютера: запрещают доступ, устанавливают жесткий временной регламент... Однако ограничения только усугубят ситуацию. Чтобы ее изменить, надо изменить правила игры.

 

УРОВЕНЬ ВТОРОЙ. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДОБРО!

 

Включаясь в компьютерную игру, мы попадаем в "потерянный мир", где все понятно и упорядочено: добро – зло, черное – белое. Компьютерная игра выполняет роль машины времени, которая возвращает нас во времена героев и в итоге позволяет найти свое место в реальной жизни.


Известны два основных вида компьютерных игр: аction ("бродилки", "стрелялки", гонки...) и логические (аркады, квесты, стратегии, ролевые 

КАК ВЫЙТИ ИЗ "ИГРОВОГО ЗАПОЯ"

Первый способ. Пусть компьютерный фанат играет сколько хочет, хоть сутки напролет. Рано или поздно он выйдет из этого состояния и начнет относиться к игре гораздо спокойнее.
Второй способ – смена роли. Геймер должен попробовать быть не героем, а создателем: самому придумать компьютерную игру, написать программу, задать правила. Впервые попав с уровня пользователя на более высокий – создателя и испытав себя в этой роли, редко кто хочет вновь опускаться на более низкую ступень и играть по чужим правилам.

игры…). Каждый стиль по-своему хорош и развивает определенные качества, однако есть и неудачные варианты. Так, если нужно сделать из полного ничтожества благополучного героя с круглым счетом в банке и престижной работой, последовательно и терпеливо выполняя заранее известные шаги, ценность такой игры мала. По сути компьютерного игрока окружает реальность, не дающая реализовать внутренние устремления.


А некоторые логические игры (например компьютерные шахматы), с точки зрения психологов, будят нездоровое тщеславие, заставляют не играть, а соревноваться с машиной. Это настоящая психологическая ловушка. Подобные компьютерные игры не расслабляют, а приводят к болезненной жажде успеха и невротическим реакциям. Гораздо безопаснее игры-действия, дающие выход накопившейся агрессии.

 

УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ. ЗЛО У ВАС ДОМА?

 

В том, что мы стали более жестокими, многие винят компьютерные игры. Когда в США прокатилась волна расстрелов школьниками своих одноклассников, следователи вскрыли домашние компьютеры малолетних преступников – и у всех обнаружили такие "стрелялки", как DOOM, Quake, Resident Evil, Redneck Rampage… Но государственная комиссия, включающая чиновников и врачей, так и не доказала их вину. На стороне компьютерных игр оказалась и статистика: садисты и злодеи мирового уровня не знали и не знают компьютера. Мальчики-убийцы не пытались перенести компьютерный сценарий в жизнь, а попытались решить свои проблемы с одноклассниками так же, как 15-летний российский подросток, убивший родителей, запретивших ему приближаться к компьютеру.


По мнению специалистов, компьютерная игра может выступить в роли раздражителя и стать поводом трагедии, но не ее причиной. И если вас беспокоит поведение собственных детей или близких, помогите решить их земные проблемы, будь то уязвимая психика, одиночество или обиды, прежде чем это чувство станет неуправляемым.

Екатерина СКОРОДИНСКАЯ

 

Опубликовано: 9 января 2009 г.

Комментарии

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума