Подпишись на новости
Семья / Дети

Если ребенок не готов к школе?

«Умеет читать, писать и считать – значит, готов», - рассуждает большинство родителей первоклассников. ». А в начале учебного года хватаются за голову: чадо не справляется со школьными нагрузками… Почему так происходит? Размышляют наши эксперты.
Опубликовано: 10 октября 2016 г.

ВЫЛЕЧИТЬ, А ПОТОМ УЧИТЬ

Ольга Бегешева, невролог:  

Для меня главное, чтобы ребенок не болел и  нормально себя чувствовал. Он готов к школе, если прошел все профессиональные осмотры, здоров соматически. Никогда не забуду мальчика 7 лет, родители которого жаловались на то, что у него проблемы с учебой. И вдруг выяснилось, что... он практически слепой на один глаз.

Проблемы в школе могут начаться, если у ребенка нарушен кальциевый обмен, если у него дефицит витамина D. Если есть дефицит йода, или субклинические признаки гипотиреоза, а часто аутоиммунного тиреодита.

Как правило, плохо успевают часто болеющие дети. Необходимо проверить их иммунитет, пролечить  от хронической инфекции (если она есть).

Большая проблема – аденоиды 2 или 3 степени. Аденоидит приводит к хронической гипоксии. Из-за него дети становятся гиперактивными, раздражительными, быстро устают, жалуются на головные боли, спят с открытым ртом и встают утром не отдохнувшими.

Есть проблемы с успеваемостью и у детей с гастритом, другими заболеваниями ЖКТ, особенно если гастрит с пониженной кислотностью. Его основное клиническое проявление – слабость, головные боли и высокая утомляемость. Любые проблемы со здоровьем отнимают у детей много сил, и требовать от них высокой успеваемости не приходится.

Что еще нужно ребенку для хорошей учебы? Строгий режим дня, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, достаточный  и качественный сон. Если эти условия соблюдены, здоровый ребенок в течение месяца полностью адаптируется и будет успешно учиться.

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ – почему бывают?

Проблемы со здоровьем

Несамостоятельность

Импульсивность, гиперактивность, бесконтрольность поведения

Неумение общаться со сверстниками

Нежелание контактировать со взрослыми

Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции

Низкий уровень знаний об окружающем мире

Плохое развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

Недостаточное развитие произвольной памяти

Задержка речевого развития

НАУЧИТЬ УВАЖАТЬ СЕБЯ

Александр Лобок, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ:

Ребенок приходит в школу не только ради того, чтобы освоить учебный материал – это можно сделать и дома. Смысл школьных занятий – в совместной деятельности учеников, которая невозможна без взаимного любопытства, умения слышать друг друга. Обнаружить рядом сверстника, и не конкурировать с ним, а по-настоящему заинтересоваться тем, что он говорит, думает, делает, – это значит выйти за границы своего эго.

Многим детям это дается непросто. Одни начинают самоутверждаться за счет других, соревноваться с ними, манипулировать вниманием класса, а другие, напротив, замыкаются в себе, «прячутся» в своем «домике». Такое поведение – причем в обоих случаях – говорит о том, что ребенок крайне в себе не уверен. Ему требуется постоянное внимание и поддержка взрослого: если педагог переключается на кого-то другого, начинает работать с другими детьми, ребенок чувствует, что его обесценили, обидели.

Может ли ваш ребенок чувствовать себя уверенно и спокойно без того, чтобы его постоянно гладили по голове и поддерживали? Есть ли у него чувство собственного достоинства? Вот главное, о чем стоит задуматься родителям дошкольника. Ребенок, уважающий себя, не зависит от оценок окружающих, он знает себе цену. Именно самоуважение, чувство собственного достоинства и есть то первое качество, которое стоило бы воспитывать в будущем школьнике.

ЗРЕЛОСТЬ РЕБЕНКА

Физиологическая (у него произошла смена молочных зубов, он успешно проходит филиппинский тест – может дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой, у него хорошо развита мелкая моторика и т. д.)

Эмоциональная (умение контролировать свои эмоции и поведение, способность в течение долгого времени выполнять задание – усидчивость)

Социальная (желание ребенка общаться со сверстниками, умение принимать негласные правила коллектива, способность учиться, воспринимать информацию, способность дружить)

Интеллектуальная (умение концентрировать внимание, мыслить аналитически и логически, развитие мелкой моторики)

Речевая (правильное звукопроизношение, грамотное использование речи, представление об окружающем мире)

ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ

Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук, руководитель Центра диагностики развития детей и подростков

К нам в центр очень часто обращаются родители первоклассников. Они жалуются: раньше спокойный, уравновешенный ребенок вдруг стал агрессивным, начал плохо спать, плохо есть. У него появились навязчивые движения – он, например, по 10 раз подряд моет руки. А самое главное –не хочет идти в школу.

Возможно, это симптомы перенапряжения – ребенок элементарно очень устает. В идеале дети должны гулять по 3-3,5 часа в день. Говоря профессиональным языком, у ребенка должна быть спонтанная двигательная активность на свежем воздухе. А мы заменяем ее уроками, просмотром мультфильмов («чтобы отдохнул от уроков») и  спортивными секциями.

Возможно, у ребенка очень требовательный учитель. Есть такая статистика: у авторитарного педагога дети болеют в два раза чаще, чем у мягкого, с адекватными требованиями. Или не сложились отношения с одноклассниками. Кстати, проще всего найти их на школьном дворе, после уроков. Вы пришли забирать ребенка – не уходите сразу домой, погуляйте у школы. И, может быть, уже через неделю-две он будет радостно бежать в класс.

Обычно адаптация к школе длится 5-6 недель. В этот период лучше не водить его на дополнительные занятия, не записывать в кружки, дать ему привыкнуть к новому образу жизни. Планировать походы в театр, кино, цирк тоже не нужно – даже положительные переживания могут стать чрезмерной нагрузкой для психики. Ну, а если симптомы (беспокойный сон, нервозность, раздражительность…) не пройдут  к ноябрю- декабрю, лучше показаться специалисту. 

НЕОБХОДИМЫЕ В ШКОЛЕ НАВЫКИ

Умение слушать, выполнять требования взрослых

Аккуратность

Хорошая память, развитое мышление

Самостоятельность

Умение находиться в коллективе

Умение дружить

Способность заканчивать начатое

Автор: Евгения Данилова
Опубликовано: 10 октября 2016 г.
Журнал "Здоровье" №9 2016 Журнал "Здоровье" №9 2016
Журнальный заголовок: "Если ребенок не готов к школе?"

Комментарии

Уважаемые пользователи! Упоминания названий любых лекарственных препаратов, БАДов (советы по применению), медицинских изделий, медицинских организаций, других товаров и услуг, рассматриваются как реклама и удаляются в соответсвии с п.4.6. Правил Форума

НАУКА ДЛЯ ЖИЗНИ

Белое не надевать «Регулярные месячные – вовсе не естественный для организма процесс, а напротив, вредный. Сегодня разработаны гормональные контрацептивы, прием которых вообще не предполагает семидневных пауз и кровотечений отмены »
Другой факт Читать статью
 

Конкурс

«Спортивное вдохновение» Подведены итоги конкурса! Спасибо всем участникам, поздравляем победителей!